«Не вам снимать с меня погоны!» (Жизнь и судьба генерала Снесарева)
В 1988 году Воениздат выпустил книгу «Военные специалисты на службе Республики Советов», давно выстраданный труд известного советского историка А. Кавтарадзе. Впервые в нашей стране был освобождён от плена исторического забвения и введён в научный оборот колоссальный массив архивных документов времён Гражданской войны 1918-1922 гг.
Они камня на камне не оставили от бытовавшего до той поры мнения, что создание Красной Армии и её победы, целиком плоды творчества рабоче-крестьянских масс. Представленный в качестве приложения автором научного труда список высших должностных лиц из числа бывших военных деятелей Российской Империи, перешедших по разным причинам на сторону Советской власти, весьма впечатляет. Среди них значится имя командира 9-го армейского корпуса генерал-лейтенанта Андрея Евгеньевича Снесарева, коему принадлежит пальма первенства в командовании войсками Северо-Кавказского военного округа.
Первый командующий войсками СКВО родился 27 декабря 1865 года в слободе Старая Калитва Острогожского уезда Воронежской губернии в многодетной семье местного священника. Маленький Андрюша рос в условиях скромного достатка, но родители сумели дать ему необходимое для последующего жизненного старта образование. А привитые с детства нравственные принципы стали незыблемыми для всей его последующей жизни. Имея за плечами церковно-приходскую школу, Новочеркасскую гимназию, которую он окончил в 1884 году с серебряной медалью, и физико-математический факультет Московского университета, он резко меняет свою судьбу. Вместо открывавшейся перспективы профессорской карьеры Андрей неожиданно для домашних делает выбор в пользу военной службы.
Выпускник университета, блестяще защитивший научную работу по бесконечно малым величинам на отделении чистой математики, он превращается в юнкера на правах вольноопределяющегося в элитном Александровском военном училище.
После выпуска подпоручик Снесарев служил в 1-м лейб-гренадёрском Екатеринославском полку, расквартированном на территории Московского Кремля. Здесь в воинской части, которой он отдал семь лет жизни, он окончательно убедился в правильности выбора жизненного пути. Первым шагом в этом направлении стала Николаевская академия Генерального штаба. Её полный трёхгодичный курс Снесарев успешно закончил в 1899 году с причислением к службе Главного управления Генерального штаба (ГУГШ) и присвоением очередного чина штабс-капитана. Новоиспечённого офицера-генштабиста по личному выбору военного министра генерала от инфантерии А. Куропаткина направляют в Туркестанский военный округ со специальным заданием. Штабс-капитан Снесарев проделал путешествие по сложнейшему горному маршруту из Средней Азии в Индию. До него этот путь уже одолели другие, имена подполковников Л. Корнилова и Н. Юденича у всех были на слуху. Снесареву предстояло дополнить добытые предшественниками ценные сведения, чтобы картина стала полной. Вплоть до начала Русско-японской войны 1904-1905 гг. он объездил Памир и Британскую Индию вдоль и поперёк. Этот служебный отрезок времени весьма насыщен событиями. Помимо разведывательной деятельности, Снесарев служит в штабе ТуркВО, командует отрядом войск на отрогах Памира, занимается напряжённой научно-исследовательской деятельностью, участвует в прениях-докладах местного географического общества и даже преподаёт математику в Ташкентском кадетском корпусе. Там он нашёл своё семейное счастье, женившись в 1904 году на дочери начальника военной администрации города Ош полковника В. Зайцева, бывшего адъютанта прославленного генерала М. Скобелева.
На своё новое место службы в ГУГШ штабс-капитан Снесарев прибыл уже признанным специалистом по Среднему Востоку, имевшему солидный научный багаж из пяти опубликованных работ по военно-статистическому описанию Индии и Афганистана. В столице он продолжает активно заниматься научной и общественной деятельностью, преподаёт в Николаевской академии Генштаба, выступает в Обществе ревнителей военных знаний. В 1908 году полковник Снесарев принял участие в работе Международного конгресса востоковедов в Копенгагене, где сделал два доклада, принятых, что называется, на ура. Под эгидой Главного управления Генерального штаба выходит ряд его крупных работ. А имя Снесарева значится в числе авторов широко известной «Военной энциклопедии», которую начал издавать И. Сытин.
Незадолго до начала Первой мировой войны для ценза необходимого условия получения генеральского чина Снесарев отправляется в Каменец-Подольск на должность начальника штаба 2-й сводной казачьей дивизии.
Там его застало известие о мобилизации и начале боевых действий. За всё их время он стал обладателем Золотого Георгиевского оружия с надписью «За храбрость» и двух орденов Св. Георгия III и IV степени.
Попеременно самостоятельно командуя 133-м пехотным Симферопольским полком, 64-й и 159-й пехотными дивизиями, проявил себя как грамотный во всех отношениях военачальник. Последняя его должность в русской армии - начальник 9-го армейского корпуса, на которую его определили в сентябре 1917 года новоявленные владыки России после отречения императора Николая II от власти. Но развал страны и армии уже принял необратимый характер. 12 ноября 1917 года генерал-лейтенант Снесарев покинул армию и уехал на родину в Воронежскую губернию, к семье. Там он после объявленной Советской властью демобилизации оказался не у дел. У Снесарева даже появляются мысли уехать в Америку или Англию. Но ко времени подоспел декрет Совнаркома о создании Рабоче-Крестьянской Армии.
После ряда безуспешных попыток обойтись собственными силами руководители Советского государства обратились к военным профессионалам, старым кадрам русской армии. Благо послужные списки генералов и офицеров Генерального штаба облегчили поиски. Снесарев на службу к новой власти не просился, но и не отказался, когда его призвали под знамёна РККА. В мае 1918 года бывшего царского генерала назначают военным руководителем вновь созданного Северо-Кавказского военного округа. Мандат об этом назначении за № 1282 от 4 мая был лично подписан председателем Совнаркома В. Лениным и председателем Реввоенсовета Республики Л. Троцким.
Тогда же Снесарев появился в Царицыне, где располагался окружной штаб. И сразу же приступил к исполнению своих прямых служебных обязанностей. Военная обстановка в то время на юге России и в окрестностях Царицына была чрезвычайно сложной. О какой-либо правильной организации частей Красной Армии в этом регионе говорить просто не приходилось. Разбросанные на огромном пространстве, они по большому счёту являли собой образчики анархиствующей вольницы, а то и бандитских шаек, не подчинявшихся никому. Командующий войсками округа начал с того, что самым подробнейшим образом изучил обстановку и решил навести элементарный порядок в подопечных войсках.
На стороне белых находились однокашники по военному училищу и академии, старые сослуживцы. Их слабые и сильные стороны Снесарев знал не понаслышке. Поэтому ответ на вопрос кто гонял Деникина, вполне очевиден. Отнюдь не Будённый с Ворошиловым, которые и карту читать не могли, а не то что самостоятельно командовать крупным войсковым соединением. Свой образ действий Снесарев изложил в приказе № 4 от 23 июня 1918 года. В результате принятых им мер на всём Северном Кавказе были созданы регулярные части Красной Армии общей численностью свыше двадцати тысячи штыков и сабель с 58 орудиями и 244 пулемётами. Они стали ядром Северо-Кавказского военного округа.
Однако решительный и независимый в суждениях военспец не всем пришёлся по нраву. Особенно приставленным к нему партийным «надсмотрщикам» К. Ворошилову и И. Сталину. Последних откровенно коробило то, что военспецы из окружного штаба обращались к своему непосредственному начальнику по-старорежимному: «Ваше превосходительство». А тот, нисколько не смущаясь, открыто щеголял в генеральских погонах с аксельбантом генштабиста на груди. На выпад Сталина, немедленно снять царские погоны, он сказал, как отрубил: «Не вы мне их вручали. И не вам их с меня снимать».
Вспыливший бывший семинарист, превысив собственные полномочия, арестовал Снесарева, как только выпала возможность. Приехавшая из Москвы комиссия подобное сталинское самоуправство не одобрила. Но «золотопогонник» в округ уже не вернулся. Он получил назначение на западный театр Гражданской войны. Там ситуация повторилась. И в августе 1919 года Снесарев был назначен начальником академии Генштаба РККА. Он всецело сосредоточился на преподавательской и научной работе. После урока, преподанного ему новыми властителями жизни, он ушёл в себя. Теперь свои мысли Снесарев доверял исключительно собственному дневнику, который начал вести ещё с юнкерских лет. Впоследствии он станет фигурировать в следственном деле по стандартному обвинению в шпионаже и измене Родине. Обвинение особенно отягощали те его страницы, где размещались убийственно меткие характеристики новоявленных владык России.
После Гражданской войны от Снесарева, как, впрочем, и ему подобных, начинают потихоньку избавляться. Мавр сделал своё дело, мавр должен уйти. Последняя должность Снесарева в РККА – руководитель Восточного отделения академии Генштаба. Именно в этот период жизни он создаёт ряд фундаментальных трудов. Приказом РВС СССР за № 149 от 27 июня 1927 года Снесареву присвоено звание профессора военной географии и статистики высших военно-учебных заведений наркомата обороны. Одновременно его кандидатура была выдвинута в академики Академии наук СССР. Но 27 января 1930 года его арестовали по ложному обвинению и решением суда приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Но в последний момент наказание изменили. Так Ворошилов и Сталин отблагодарили человека, который спас их деловую репутацию во время Гражданской войны. Снесарев был отправлен в знаменитый СЛОН – Соловецкий лагерь, где вопреки всему продолжал работать над «Огневой тактикой». В 1934 году заболел и медленно угас 4 декабря 1937 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
А. Нетёсов, военный историк
На снимках: полковник Генерального Штаба А.Е. Снесарев;
генерал-майор А.Е. Снесарев (сидит в центре с биноклем на груди) на фронте; семейство Снесаревых.
Количество просмотров: 3863
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
вт, 06/02/2018 - 23:35
Сколько их поверивших и обманутых...
ср, 07/02/2018 - 01:32
Военный историк А. Нетёсов писал: "Здесь в воинской части, которой он отдал семь лет жизни...".
Здесь речь идёт не о части воина, а о части войска. А часть войска зовётся войсковой частью. К тому же после слова "здесь" идёт УТОЧНЕНИЕ ("в войсковой части"), которое должно выделяться запятыми С ОБЕИХ СТОРОН.
Военный историк А. Нетёсов писал: "...назначают военным руководителем вновь созданного Северо-Кавказского военного округа".
В досоветский период округа с таким названием не было. А по сему Северо-Кавказский военный округ - НЕ вновь созданный, а новосозданный.
Военный историк А. Нетёсов писал: "...а не то что самостоятельно командовать крупным войсковым соединением".
Самое крупное соединение - корпус. Более крупные войсковые структуры (армия, фронт, округ) зовутся уже НЕ соединениями, а объединениями.
Отправить комментарий
Войти в словарь