Анатолий Рощупкин. Автограф начальника Генштаба (генерал Квашнин на "Роствертоле")
А
А
А
-
Всякие случаи бывают в жизни. Чаще - грустные, реже - весёлые. Иногда - забавные.
- Как-то на Ростовский вертолётный завод приехал генерал армии Анатолий Квашнин, занимавший тогда пост начальника Генерального штаба. Ростов для него был не чужим - тут Квашнин возглавлял Северо-Кавказский округ, отсюда ездил руководить объединенной группировкой войск во время чеченских вооружённых конфликтов.
- На «Роствертоле» Анатолий Васильевич знал чуть ли не каждого начальника. Он тут нередко бывал: именно от боевых вертолётов ростовского производства многое, очень многое зависело в дни сражений в горах Северного Кавказа. Но, как оказалось, знал далеко не всех.
- В тот приезд Квашнин в сопровождении донского губернатора, генерального директора предприятия, Главкома ВВС и других высокопоставленных лиц сразу же приехал в цех окончательной сборки.
- К визиту подготовились. В цехе возле каждого стенда сборки вертолёта стояли спецы. Я, редактор заводской газеты, присоединился к одной из групп, приготовил блокнот, карандаш...
- Квашнин, высокий, плотный, с четырьмя звездами на каждом погоне, выйдя из автомобиля, направился к вертолётам. Осматривая машины, обязательно заводил с кем-нибудь беседу. К нам он подошёл, разговаривая с Главкомом.
- - Направление атаки? - переспросил его Квашнин, слегка кивнув нам. - Я считаю, оно должно быть... сейчас покажу.
- И потянулся ко мне за блокнотом:
- - Разреши.
- Я моментально выполнил его просьбу.
- Генерал, опираясь на фюзеляж боевого вертолёта, начал быстро чертить, рассчитывать, делать какие-то пометки. Через полминуты он начал комментировать своё творчество.
- - Атака с воздуха над морем должна выглядеть примерно так, - сказал Квашнин и вдруг посмотрел на меня. - Согласен?
- Я кивнул головой, конечно же, толком ничего не соображая.
- - А как тебе вот это? - и генерал тут же начертил ещё один вариант. - А?
- - Приемлемо, - выдавил я с тревогой в сердце: из-за спины начальника Генштаба на меня напряженно смотрели губернатор и гендиректор.
- - Да, что там приемлемо! - загорячился Квашнин и резким движением поправил галстук. - Эта идея уже давно должна преобладать...
- И снова приник к блокноту. Было понятно, что генерал принял меня за ответственного спеца.
-
Главным было - не засмеяться. Не нарушить серьезность момента, хотя хорошо знавший меня губернатор не выдержал и за спиной Квашни на едва заметно улыбнулся. Наш генеральный хмуро молчал - накладку он, видимо, воспринял без юмора.
- - Ну, понял? - Квашнин окончательно закончил чертёж и постучал пальцем по блокноту. - Подумайте все вместе об этом ...
- - Хорошо, - сказал я и, интуитивно угадывая конец беседы, спросил генерала: - Анатолий Васильевич, а можно ваш автограф получить?
- - Да, пожалуйста, - начальник Генштаба широко улыбнулся и размашисто расписался в моём блокноте под своими чертежами.
- Он пожал мне руку, слегка хлопнул по плечу и зашагал дальше во главе процессии. Было слышно, как за его спиной облегчённо вздохнули ...
- Квашнин уже беседовал с другой группой людей, а я подумал о том, что у нас с ним одинаковые имена и отчества, мы с одного года рождения, но он, скорее всего, никогда не напишет ни одной строки для художественной книги, а я уже точно не буду командовать войсками.
- Всех нас судьба расставляет по своим местам.
- И за это ей надо сказать спасибо...
- Анатолий РОЩУПКИН. Вечерний монолог. Ростов-на-Дону. 2012 г.
Количество просмотров: 4945
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии