Голова как квинтэссенция бытия (художник Анатолий Череватенко)
Впрочем, по мнению ростовского художника, многие люди прекрасно обходятся без этой важной части тела
Анатолий Череватенко не профессиональный художник, но тем не менее его картины интересны по замыслу, а взгляд автора на окружающий мир смел и оригинален. Особенная «фишка» его творчества заключается в том, что он принципиально выставляет свои картины не в выставочных залах, а на стенах ростовских кафе и ресторанов. Зритель получает возможность вкушать духовную пищу наряду с плотской - это своеобразный художественный прием, определяющий восприятие картин.
Вторая «фишка» заключается в том, что каждая работа создана под определенное настроение, и к каждой прилагается комментарий художника. Например, одна из картин имеет длинное название: «У многих людей глаза живут отдельно от мозгов. Глаза им нужны только лишь для того, чтобы не споткнуться и успеть взять самый лучший кусок из общей тарелки». На художественном полотне и впрямь изображены два красных глаза с густыми ресницами. А продолжение темы - «Рука человека, глаза которого живут отдельно от мозгов».
К «мозговой» теме вдумчивый зритель может отнести и серию картин «Медузы», которые выполнены акриловыми флуоресцентными красками и эффектно светятся в полутемных залах заведений общепита. Медузы внешне похожи на мозги, хотя таковых не имеют, что значительно облегчает их существование. Автор уверяет, что с этих безмозглых комков слизи возникла и эволюционировала жизнь на Земле, докатившись до вершины своего развития, то есть до нас с вами, читающих и мыслящих людей.
Однако некоторые субъекты сохранили в головах изначальный студень, с которого начиналась эволюция. А размышления на отвлеченные темы не усложняют их земного существования. Именно им посвящена картина с подписью «Некоторым людям голова вообще не нужна. Они живут в довольствии и благополучии и без нее». На полотне дорогая дамская шубка, которая шагает по улице. А на месте головы зияет черное пятно!
Мыслящий человек проходит через страдания и любовь - считает ростовский художник. Но иные могут прекрасно жить и без верхней части туловища...
Автора нельзя отнести к женоненавистникам, он тонкий ценитель прелестей прекрасной половины человечества. Но, тем не менее, безголовые дамы присутствуют на полотнах, изображающих чувства: страсть, страдание, и даже похоть. На последней картине в качестве изобразительного элемента использована солома, которой художник облепил роскошные женские формы.
Мужская голова изображена отдельно, на пугающем, тревожном багрово-красном полотне. Она отсечена от тела, из нее вытекает густая кровь. На информационной табличке автор поясняет свой замысел: «Только эмоциональный человек может потерять голову. Только у эмоционального человека могут возникнуть неразрешимые противоречия между чувствами и головой, между центральной нервной системой и мозгами. И он счастливый человек».
На очередной картине - обнаженная женщина (опять же без головы), лежащая на пустынном берегу моря. Поодаль рояль и скрипка, и еще волны, набегающие на песок. Художник поместил под своим произведением строки Булата Окуджавы: «Чем громче музыка любви, тем тише музыка печали». В произведение заложено послание автора: музыка воспринимается телом и душой, но не мозгом...
Фамилия Череватенко известна многим ростовчанам. Отец художника, Алексей Тихонович Череватенко - боевой летчик, сбивший 21 вражеский самолет и получивший звание Героя Советского Союза за оборону Одессы. После войны А.Т. Череватенко жил в Ростове-на-Дону, но вместе с тем являлся почетным гражданином Одессы, и часто приглашался в «жемчужину у моря» на торжественные мероприятия.
Сын героя, Анатолий Алексеевич Череватенко работал в Ростове на разных административных должностях, занимаясь пропагандой памяти своего прославленного отца. И не подозревал, что в нем дремлет талант художника.
- Совершенно случайно, года полтора назад, прогуливая собачку в парке Горького, на одной из аллей я разговорился с девушкой, которая оказалась известной ростовской художницей, подписывающей свои картины именем Гения Бора. Мы долго беседовали о Космосе и Боге, о сущности Человека и путях ее самовыражения. Возвращаясь домой, я купил художественные принадлежности. И в тот же день написал свою первую картину, - рассказал Анатолий Череватенко о своем неожиданном прорыве в искусство.
Самодеятельный художник делит свое творчество на две части. Первая - вполне профессиональные пейзажи, а также виды городов Европы, по которым приходилось путешествовать автору. Но яркие красочные полотна, способные украсить любой интерьер, художник оценивает невысоко.
- Это просто картинки, и ничего больше, - говорит Череватенко. - А вот это - произведение искусства!
При взгляде на картину, которую показывает художник, поневоле вздрагиваешь. Раззявленное в немом крике человеческое лицо соседствует с двумя такими же. Но что имел ввиду автор?
- Сюжет первой картинки я подсмотрел в Испании. Перед каким-то мужчиной почему-то не распахнулась стеклянная дверь супермаркета, и он припечатался лицом к стеклу, как раз напротив меня. Запомнилась его гримаса... А продолжение темы я нашел на ростовском стадионе, когда наши футболисты забили первый гол в историческом поединке с «Баварией». Такие же раззявленные криком рты, и гримаса радости, схожая с выражением боли незадачливого испанца. Так и родился триптих «От горя до гола», - объясняет свою задумку Анатолий Череватенко.
Экзистенциальная тематика обязательно присутствует даже в пейзажах Анатолия Череватенко, которые он подсмотрел в различных уголках Европы. Мирный провансальский домик, к которому поступает грозная стихия. Рыбацкие лодки на суше в испанской деревушке. Корабли, выплывающие на простор из невероятно узкого канала. Даже мрачноватое полотно «Тауэрский мост ночью» сопровождается комментарием автора: «А по этой дороге возили королей в темницу, где отрубали им головы»...
Творчество Анатолия Череватенко - для вдумчивого зрителя, обладающего пространственным воображением и чувством юмора.
Недаром для своей картины «Джаз бессмертен», где пять скелетов играют на музыкальных инструментах, автор предлагает второе название: «Битлы в аду». А на вопрос знатока: «помилуйте, битлов ведь было четверо» Анатолий Череватенко с улыбкой отвечает: «Не забывайте о продюсере!». Не объяснять же каждому знатоку «Битлз», что квинтет мог дополнить не менее знаменитый продюсер Джордж Мартин? И все же, Но поскольку их число отличается от знаменитой «ливерпульской четверки», ростовчанин поставил подпись «В джазе только...».
В подвальном полумраке завораживают светящиеся медузы, выполненные флуоресцентными красками. Рядом с ними - безголовый мужчина. И еще человеческая голова, к которой привязан воздушный шарик-сердце.
- Человек с головой живет, творит и страдает, - объясняет свою концепцию автор. - А тем, у кого «все в шоколаде», голова, как правило, не нужна. Сытая безоблачная жизнь низводит человеческую сущность до примитивного, но комфортного существования. А вот медузы - древнейшие существа на планете. Некоторые из них выбрались на сушу и стали людьми. Другие - так и остались медузами.
- Я не стремлюсь к известности. А свои произведения обычно раздариваю друзьям, - говорит Анатолий Череватенко. - Мне более важен процесс творчества и самовыражения, чем признание публики.
Количество просмотров: 3151
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии