Донской робинзон с ерика Лагутник

А А А

 

Рядом с миллионным городом Ростов-на-Дону в тишине и спокойствии живет островитянин, который хорошо помнит войну
 
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
 
В гости к Ивану Ивановичу Терентьеву участники объединения «Миус-фронт» (Андрей Кудряков, Юрий Мальцев) отправились с видеокамерой. Ростовские поисковики заняты не только поисками останков погибших красноармейцев на полях былых сражений, они также разыскивают очевидцев событий военных лет, чтобы зафиксировать на видео их живые вспоминания...
 
О встрече с Иваном Ивановичем мы договаривались через родственников. Его взрослый внук Игорь, проживающий в Ростове, предупредил, что добираться придется на остров посреди дельты Нижнего Дона, где бызвыездно живет ветеран. О том, чтобы привезти его самого в город, не могло идти и речи. Деду не на кого оставить большое хозяйство, да и не привык Иван Иванович к городской толчее и суете, пропахшему автомобильными выхлопами воздуху. Всю жизнь прожил он на острове, изменять своим привычкам не собирается.
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
Для того, чтобы попасть в гости к Ивану Ивановичу, потребовались внедорожник и высокие сапоги. Маршрут первой части пути протянулся по дороге за Кумженскую рощу, мимо поселков Беловодье, Обуховка и Дугино. Не доезжая до «рыбной столицы» Нижнего Дона - поселка Рогожкино, мы свернули направо. С каждым километром дорога становилась все уже, и в конце концов она привела к железному мостику через широкую протоку. За ним расстилались бескрайние плавни, заросшие высокой осокой. Дальше на остров пришлось добираться пешком - почти три километра.
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
Донские плавни - это такое же чудо природы, как американская прерия или африканская саванна. Здесь очень легко потеряться. Шагни влево или вправо от неприметной тропинки, и ты целиком скроешься в зарослях двухметровой осоки. Ориентирами могут служить лишь высокие деревья, возвышающиеся над морем желтоватых зарослей.
 
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
«Дорога жизни» на остров, где живет Иван Иванович, это невысокий земляной вал, который возвышается над топью. Такие валы здесь насыпали в 50-е годы, когда строили Цимлянскую плотину, чтобы на Нижнем Дону создать искусственные заводи для нереста рыбы. Тогда же здесь расширили систему ериков, прокопав искусственные каналы, и окончательно сбив с толку картографов. Взятая нами с собой карта сгодилась бы только Ивану Сусанину, которого, к счастью, не было в нашем маленьком отряде.
 
Наш путь пролег строго между ериками Глухой и Лагутник. Поскольку в этот день в Дону уровень воды был низким (нам повезло), тропинка оставалась вполне сносной для ходьбы. Лишь иногда под ногами хлюпала почва. Когда же «низовой» ветер нагоняет воду из Таганрогского залива в Дон, все эти плавни, вместе с земляным валом, полностью скрываются под водой. Тогда добраться к Ивану Ивановичу можно только на лодке.
 
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
И вот, наконец, дорога привела нас в уютную рощицу, где под высокими тополями и акациями расположился дом Ивана Ивановича, окруженный хозяйственными постройками. Еще издали распознав чужаков, забрехал дворовой пес: беззлобно, только чтобы харчи отработать. Собака нужна не для охраны имущества (посторонние здесь не ходят), а для того, чтобы отгонять лисиц, которые кур могут своровать. И кабанчик из плавней может свое рыло во двор сунуть, тогда его отгонит дворовой пес.
Хозяин нас встретил у крыльца. Крепкий мужчина в тельняшке, которому не дашь его возраст. И все же годы берут свое: при ходьбе Иван Иванович опирается на костыль. После знакомства радушно приглашает нас в хату.
 
Гостиная в доме Ивана Иванович небольшая. Обстановка не менялась, наверное, с довоенных лет. Кровать с высокой железной спинкой, а напротив узкий диванчик. На стенах простенькие ковры. В доме современного Робинзона есть электричество, мобильная связь. В общем, цивилизация добралась и в этот глухой уголок, расположенный совсем близко от миллионного мегаполиса.
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
Иван Иванович Терентьев - 16 августа 1928 года рождения. Он уроженец этих мест, где провел всю жизнь. Возвышенный участок в донской пойме недалеко от хутора Лагутник, приобрел его отец еще до революции. Завел хозяйство: коров, лошадей, несколько каюков для рыбалки. Решил, что подальше от людей жить будет поспокойнее.
Не тут-то было: когда грянула революция, приходили на остров мародеры - раскулачивать семью Терентьевых. Хорошо, что у хозяина висела на стене винтовка с пятью патронами. Разок шмальнул в воздух - революционеры дали драпу, и больше на остров не приходили.
 
Однако, жить в обществе (тем более в советском!) и быть свободным от него нельзя. Ивану Терентьеву-старшему пришлось записаться в колхоз «Путь коммунизма», который был образован в селе Рогожкино. Островитяне возили на каюке в «центр» черную икру большими цебарками: в то время Дон был сказочно богат рыбными запасами. Взамен получали не деньги, а трудодни. На них в местном сельпо можно было приобрести муку, керосин, сахар, соль, спички...
 
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
 
Фотографии из семейного архива Терентьева: без лодки в этих краях никуда!
 
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
 
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
 
Когда грянула Великая Отечественная война, Ивану было 12 лет.
 
О том, какой виделась война с острова в донских плавнях, Иван Иванович вспоминает много и охотно. Поселок Рогожкино оказался стратегически выгодной точкой. Здесь стояли советские зенитные батареи, прикрывавшие от авианалетов Ростов, Азов и железнодорожный узел в Батайске. По донским протокам Мертвый Донец, Большая Кутерьма и Каланча курсировали наши канонерские лодки, обстреливавшие северный берег Таганрогского залива, где с осени 1941 года прочно закрепились немецкие войска.
 
Однажды над Рогожкино завязался воздушный бой: сразу несколько советских «ястребков» атаковали одинокий «мессер». Пользуясь преимуществом в скорости, фашист пронесся на бреющем полете над плавнями в сторону Таганрога, оставив далеко позади советские истребители...
 
Недалеко от острова упал подбитый советский штурмовик Ил-2, в задней кабине которого оставался погибший стрелок. Самолет не взорвался, и посмотреть на него сбежались местные жители. Вытащили тело погибшего, в нагрудном кармане у него нашли триста рублей. Десятку из этих денег выпросила бабушка, обещавшая за эти деньги поставить свечку в церкви...
 
Иван Иванович вспоминает военное время с такими живыми подробностями, что впору писать художественные рассказы. Во время оккупации на хутор Лагутник несколько раз забредали немцы, чтобы помародерничать, поживиться чем-то из продуктов. Одну такую группу из трех человек недалеко от хутора подстерегли местные партизаны. Немцы отстреливались, двоих из них убили, а третьего ранили и взяли в плен. Чтобы вывезти пленного и уехать самих, партизаны забрали у Терентьевых двух последних лошадей. Иван Иванович до сих пор плюется, рассказывая об этом случае: обида на партизан осталась на всю жизнь.
 
В начале февраля 1943 года к Рогожкино подошли советские войска, шедшие брать Ростов. Стояли жуткие морозы, до сорока градусов, поэтому через промерзшие плавни легко проходили танки и лошадиные упряжки с орудиями. В дом Терентьевых постучались наши солдаты, попросили показать дорогу на Ростов.
- Отец был инвалидом, его даже в армию не призвали, поэтому он только рукой махнул: Ванька вас проводит. А я был только рад. Мечтал тогда прокатиться в танке. О том, что могли убить, даже не думал, - вспоминает Иван Иванович Терентьев.
 
Ветеран рассказывает не спеша, обстоятельно, останавливаясь на мелочах. Его внимательно слушают поисковики, а оператор Юрий Мальцев (на его счету несколько документальных фильмов о боях за Ростов во время Великой Отечественной) ведет видеосъемку. То, что рассказывает Иван Иванович, уже является свидетельством истории. К сожалению, таких свидетелей становится все меньше.
Иван Иванович на всю жизнь запомнил фамилию командира, которому показывал путь на Ростов: майор Коняшко. Поисковики переглянулись.
- Кажется есть такая фамилия в списках 159-й стрелковой бригады, где служил легендарный Гукас Мадоян! - комментирует Андрей Кудряков. - Коняшко был замполитом...
А ветеран продолжает вспоминать о том, как перебегал донской лед возле железнодорожных быков (он не вернулся домой, как велел майор Коняшко, а побежал следом за наступавшими солдатами. Потом, испугавшись ожесточенной стрельбы в городе, бросился обратно на левый берег Дона, а лед уже был завален убитыми солдатами («ступить негде было»).
 
С левого берега (когда уже стихла стрельба в городе) Иван Терентьев не пошел домой, а вернулся в освобожденный Ростов, и пристал к части майора Коняшко. Его не стали прогонять и целый месяц подросток провел вместе с танкистами, на правах сына полка. Иван Иванович точно описывает бой у села Вареновка под Таганрогом, где под удар своей же штурмовой авиации попали наши наступавшие войска, понеся большие потери. Этот эпизод боев на Южном фронте известен только историкам-специалистам, но его совершенно точно описывает «донской робинзон», живущий на берегу протоки Лагутник!
 
Военная эпопея Ивана Терентьева закончилась в марте, перед штурмом поселка Матвеев Курган. Майор Коняшко нашел транспорт, идущий в Рогожкино и силой усадил в него подростка. Возможно, этим сохранил ему жизнь: начиналось кровавое весенне-летнее противостояние на Миус-фронте, когда советские войска, ценой огромных потерь, в конце августа прорвали линию немецкой обороны.
Когда Иван вернулся домой, его даже не стал ругать отец, уже не чаявший увидеть сына...
 
Рассказ о войне затянулся на два часа. Видеокадры будут обработаны, лягут в военный архив и, возможно, будут использованы при создании новых документальных фильмов. Иван Иванович тоже доволен встречей. С таким вниманием его вспоминания о войне наверное еще никто не слушал.
Мы прячем диктофоны, видео и фотокамеры. Предстоит обратный путь в три километра через плавни, где нас ожидает оставленный внедорожник. На прощание Иван Иванович предлагает посмотреть его хозяйство.
 
Термин «нехитрое» неприменим к этой усадьбе. Дом на высоком основании (чтобы не заливало половодьем) построил еще отец Ивана Ивановича. По двору бродят куры, рядом зеленеет огород. Коров ветеран уже не держит: когда умерла хозяйка, их некому доить.
От ерика Лагутник к самому дому подходит рукотворная протока: ее Иван Иванович прокопал сам, при помощи лопаты. А на берегу лежат сразу три лодки: без водного транспорта островитянину никак.
 
Иван Иванович Терентьев - робинзон с ерика Лагутник
 
В этом году рано сошел лед. Через пару недель Иван Иванович приведет в порядок свои лодки, навесит моторы, и тогда он сможет отправиться куда угодно водными дорогами. Через систему ериков можно выйти хоть в Дон, хоть в Таганрогский залив, где много рыбы, свежий ветер и вольная воля.
На своем острове Иван Иванович Терентьев чувствует себя счастливым человеком и от души жалеет горожан, которым неведомы красоты донской природы.
 
Александр ОЛЕНЕВ (текст, фото).
(Публикация в газете "Вечерний Ростов", 13 марта 2014 года).
 
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 7142



Комментарии:

Так один и живёт? Скушновато поди... 

Фотки еще не все дополню)

Это полный исторический  бред:

Когда говорят о танках в РОГОЖКИНО, ДУГИНО,,,,,, ?   Кто туды их загнал?  Это тупик и никакой  стратегии не имеет. Наоборот, там  гниль для танков.  Интересно, как они могли забраться в Рогожкино, Дугино, Обуховку, Колузаево ............  

Никогда там  немецких танков не   было!!!  

Крыша едет за сенсацией, а алкаш за бутылкой для сенсации !

Посчитайте возраст:  Сейчас 2014,  если мальцу  было  даже 10 лет во вуремя войны, он  родился   примерно 1933.  Сейчас  ему должно быть , минимум  80 лет.  Покажите мне этих жителей в Рогожкино и Дугино !

 

Бред, полный  бред!   Танки,  атомные  бомбы.......

В год начала войны деду было 12 лет, во время описываемых событий 14-ть. Езжайте к нему в гости, он покажет документы. Напрасно вы с такой агрессией... Насчет танков он говорит же, что были сильные морозы, техника шла по льду. Опять же очевидцы не мы с вами...  

Знакомые места! Мы с товарищем несколько раз ходили в дельту Дона, и, действительно, плавни - это настоящий "затерянный мир" :)

Кажется, даже дом этого дедушки видели... точнее, видели, что кто-то живет на острове. Теперь будем знать.

Позвольте поздравить: расстояние между альфой и Омахой (O. Henry) сократилось до расстояния между Ростовом и дельтой. :)

Какой там воздух, Akana! Наливай в кружку и пей. Я понимаю деда, сам бы при других обстоятельствах послал бы подальше большой город. Как Овидий в старину... 

Мой дед освобождал Новочеркасск и Ростов в составе 2 мех, корпуса 2 гв.армии, по его словам (я собирал его воспоминания и других ветеранов, еще школьником), в 1942г. при переправе через реку Тузлов или Аксай у Новочеркасска, они потеряли танк ушедший под воду. И с переправой танков пришлось отказатся.  Так что никакой лед не гарантирует то что тяжелые танки могут пройти по льду. Но и обвинять свидетелей событий не стоит, по опыту знаю что память ветеранов требует "отчистки": события реальные стираются, а на них накладывается советский официоз ( книги, док.фильмы к 9 маю и т.д.), поэтому работа со свидетелем в течении всего 3 часа - это мало, для выявления объективной информации.

Вполне возможно что вы правы. Тем не менее мы своей задачей ставили фиксацию вспоминаний ветерана, а не полемику с ним или проверку на достоверность. Кстати, в 1942 году Новочеркасск и Ростов не освобождали, а сдавали немцам (и это было летом - в июле). А освобождали города в феврале 1943-го.  

Это не совсем ошибка, речь идет о зиме 1942/43 ...Когда работаешь с памятью свидетелей событий более 50-60  летней давности, конкретные числа это из разряда фантастики...При работе с "чистой" (исключив по возможности из их памяти, то что было прочитано в книгах) памятью ветеранов, например, в рассказах ветеранов Сталинградской битвы и последующего наступления на Новочеркасск и Ростов -этот период, вспоминается примерно так: "..снег по пояс, пронизывающий ветер в степи, морозы, это когда двигатели танков с трудом заводятся и т, д,.  Если нет в памяти определяющего событийного ориентира, например, памяти о том как с однополчанами праздновали Новый год, то разделить в памяти события зимы 1942 и зимы 1943 г. (+ начала весны) -совершенно невозможно!! !!! Сталкивался с этим постоянно. 

С годами память вычленяет некоторые эпизоды и они обрастают псевдовоспоминаниями, скажем так. Я знаю нескольких ветеранов, не буду называть фамилии, они рассказывают на разных встречах практически повторяя свои слова как заученные. То есть, сложился определенный шаблон, фантазия может добавить эпизод из кинофильма, все наложится друг на друга и тогда человек будет вспоминать как о целой историю, сложеную из разных кусочков. Тем более это пожилые люди. Тем не менее мы записываем, излагаем. Проверить как было на самом деле сейчас очень сложно....   

Со всем полностью согласен. Но лет за 10   у меня сформировалась некоторая методика работы. Нельзя просто попросить рассказать что нибудь о войне и включить камеру, и все записать. Сначала я прошу вспоминать только то, что человек помнит очень хорошо, то что и сейчас стоит перед его глазами как сейчас. Второе, -это наладить личный контакт. Не следует сразу напирать с вопросами; следует попить чай, просто поговорить о жизни и т.д. В ходе этого разговора уже можно составить психопортрет человека: склонен он преувеличивать и преукрашивать (обычно это рассказ с яркими эпитетами), либо рассказ сух, и говорит он кратко (что говорит о не склонности к преувеличению). Далее, метод списка продуманых вопросов, где темы вопросов как бы пересекаются; получается немного разные вопросы на одну же тему, т.е. идет, как бы перекрестная проверка информации. Потом, запись несколько раз просматривается и сравнивается с другими рассказами о тех же событиях, или информацией  опубликованых мемуаров. Понятно, что это не гаранитрует реконструкции реальных событий, но иного пути нет. Свидетели событий и раскопки мест боев - единственный метод реконструции хоть как то близкой к воспроизведению реальной картины . Это я понял еще, когда учился на истфаке и пытался найти в Подольском архиве МО данные на своего деда. Так вот, там даже год призыва не соответсвовал тому, что говорил мне дед отличаясь почти на год. Навивность многих (в том числе, ранее, и меня) заключается в том, что есть убеждение, что как только они попадут в какой- то закрытый архив, то там они всю правду и узнают. А реальная правда заключается в том, что туда, где хранятся документы расскрывающие информацию о многих события ВОВ, простых смертных не пустят еще лет 50, если вообще пустят когда нибудь. А в открытых архивах прямо рядом на полках стоят папки, где содержится прямо противоположная друг другу информация. После работы в архивах 200 сотрудников МВД (об этом говорил известный советский дипломат и историк Фалин) которых послал туда Н.Хрущев, с целью редактирования документов сталинского периода, а также последующих чисток архивов под руководством "архитектора Перестройки" Яковлева, и т.д. , ВОВ многими ветеранами, показанная в т.н. док.фильмах, воспринимается ими как название известного американского док. сериала -  "Неизвестная война": идет черно-белая картика (танки едут, самолеты летят, бойцы идут в атаку) какой то текст за кадром, что то вроде знакомое, но им, как правило, ничего не известно про эту войну....они были на какой то другой войне....

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail