Евангелическо-лютеранская кирха во имя апостолов Петра и Павла

А А А

 

Ростовское лютеранское общество до революции входило во 2-й еввнгелическо-лютеранский округ Южного края России и находилось под ведомством Санкт-Петербургской Евангелической консистории. К 1881 году в Ростове насчитывалось до 4 тысяч лютеран. На прошение лютеранского общества 12 февраля 1881 г. Ростовская-на-Дону городская Дума постановила:

«Отвести общине место на Бульварной улице, 2, шириною 15 саженей и в длину около 35 саженей для постройки лютеранской церкви и школы, но с тем непременным условием, чтобы обществом был устроен сквер, в который допускалась бы публика для гулянья беспрепятственно».

 

Закладка лютеранской кирхи состоялась 9 июля 1883 г. Проект кирхи в готическом стиле по средневековым канонам разработал инженер А.А. Кассель. Строительство длилось свыше трех лет под наблюдением городских архитекторов Н. А. Дорошенко и Н.М. Соколова. Заведовала строительством комиссия, в которую от лютеранской общины входили К.Х. Йонсен и К.Ф. Курдт. Все лепные работы выполнил скульптор Шлютер. Алтарные витражи с изображениями Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла - венской работы.

Замечательный по звучанию орган изготавливался в Германии, в графстве Вюртемберг на знаменитой музыкальной Фабрике Валкера и Людвигсбурга. Колокол отливался на ростовском заводе Е.М. Василенко. Цена органа - до 4 тыс. руб., колокола - до 800 руб.

Стоимость всей постройки на день освящения составила 30 тыс. руб.».

 

1 мая 1888 г. в 10 часов утра состоялось торжественное освящение евангелическо-лютеранской кирхи во имя апостолов Петра и Павла. Однако, общественный сквер в церковной ограде, как это было оговорено условиями строительства, создан не был, и городская Управа согласилась с просьбой о нежелательности его устройства.

В 1898 г. евангелическо-лютеранский Церковный совет подал заявление в городскую Думу и 12 мая 1898 г. Городская Дума постановила разрешить постройку двухэтажного каменного дома со школой, где также размещались квартиры пастора и органиста, на месте около лютеранской церкви по Бульварной улице ...

 

При ростовской кирхе работала бесплатная школа - училище третьего разряда, для совместного обучения мальчиков и девочек, что для тогдашнего времени было необычным явлением. В ней преподавали немецкие и русские учителя. В кирхе был организован хор. В праздничные дни, с дозволения начальства, евангелическо-лютеранская церковь давала духовные концерты, в программу которых входили камерная органная музыка и хоровое пение.

 

С установлением Советской власти в Донской области начинается наступление сначала на церковное имущество, а затем и на деятельность самой общины. Еще не понимая бескомпромиссности новой власти, евангелическо-лютеранская община стремил ась отстоять свои права, но в 1920-21 годы пастор Цильке был вынужден сдать в Донкрайбюро архив церкви. В 1920 г. дом при кирхе, в котором находились квартиры пастора и органиста, школа и прочие помещения, был реквизирован Чрезвычайной жилищной тройкой и занят Чрезвычайной Ревизией от Совета Труда и Обороны республики.

 

Последние упоминания о евангелическо-лютеранской кирхе относятся к 1940-м годам. Известно, что в 1942 г. здание кирхи сильно пострадало от бомбежек. Остался только кирпичный остов с частично разрушенными стенами.

 

После войны Исполком Ростоблсовета решением от 16 февраля 1945 г. предложил передать здание бывшей немецкой кирхи для восстановления и оборудования Азово-Доно-Кубанскому спортивному обществу «Водник». Но 3 мая того же года Исполком Ростгорсовета решил, что «в связи С тем, что по плану реконструкции города указанное здание подлежит сносу, это здание не может быть передано для восстановления».

 

Ныне сохраняется дом пастора и школы по ул. Седова, объявленный ранее памятником истории. Однако к 2010 году этот интересный дом объектом культуры, по-видимому, считаться перестал, так как на него небезуспешно наступает частный капитал. В 2003 г. на незастроенном участке, где стоял лютеранский храм, началось строительство гостиницы.

 

Из книги: Е. Малаховский. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие.

***

Лютеранская церковь в Ростове (акварель Леонида Эберга).

***

Подлинно библейский трубный глас грянул над Доном в Ростове в 10 часов утра 1 мая 1888 года! Только был он не грозным, не сулившим Страшный суд и вечные муки,а радостным, как это разгоравшееся майское утро. Медные трубы сверкали на солнце с колокольн новенькой кирхи на Бульварной улице. Трубачи исполняли хорал Лютера.

 

Нужда в этой церкви чувствовалась давно. Еще в 1866 году газета "Ведомости Ростовской-на-Дону городской думы" писала:

"В воскресенье, 2 октября, в зале женского училища происходило служение лютеранской обедни прибывшим из Таганрога пастором М.Ф. Герцем.

У нас служение католических и лютеранских обеден производится приезжающими сюда священниками, а между тем католиков и лютеран в городе достаточно. Городскому голове несколько раз сделаны были частно заявления о желании ими устроить свои церкви. Городская дума по этому случаю заявляет, что она готова содействовать этому безвозмездным отводом мест под постройку церквей".

Таким образом, ростовский муниципалитет опережал руководство лютеранской общины. На еще только частные пожелания он официально выражал готовность идти навстречу. Во главе ростовского городского самоуправления тогда встал А.М. Байков, европейски просвещенный, умный, даровитый и энергичный человек. Он с блеском использовал новые возможности, открывшиеся благодаря реформам Царя-Освободителя Александра II. Ростов при Байкове буквально преобразился. Успеху этих преобразований способствовало то, что Байков осознавал особенность Ростова как города с многонациональным населением. Горячий русский патриот, он вместе с тем не имел никаких национальных предубеждений и восставал против их проявления с чьей бы то ни было стороны, даже высокого начальства.

 

Лютеранская община созрела для официального ходатайства о выделении участка городской земли под постройку кирхи к 1881 году. Хотя самого Байкова в ту пору в Ростове не было, стиль и философия муниципальной политики оставались байковскими, и ростовские лютеране без промедления и совершенно бесплатно получили землю. Участок находился в удобном и красивом месте- на высоком Донском бульваре с отличным видом на реку и далеко на заречье. ..

Два года ушло на составление проекта и непосредственную подготовку строительства. Автором проекта был инженер-технолог А.А. Кассель. Наконец, 9 июля 1883 года состоялась закладка церкви во имя святых апостолов Петра и Павла. Строилась она на средства местного лютеранского общества, а также других лиц, проживающих как в России, так и за границей. Сбор денег и контроль за расходами лежали на церковном совете. Возглавлял его пробст Н. Штраус, членами были А. Берман, Н. Буххгейм, А. Ниссен, П. Остер, Г. Паулинг, А. Рюш. Купцы, биржевики, заводчики, они входили в донскую торгово-промышленную элиту, пользовались давним авторитетом.

 

Постройкой руководила специальная строительная комиссия, в которую от лютеранского общества входили инженер К.Х. Ионсен, К.Ф. Фурдт. Наблюдал за работами первоначально тот же А.А. Кассель, а впоследствии с отъездом его из города, - архитекторы Н.А. Дорошенко и Н.М. Соколов, высококлассные специалисты. По ходу дела первоначальный проект претерпел, как водится, изменения, но несущественные.

Лепные работы в церкви выполнял скульптор Шлютер. Цельные, во все окно, витражи, для алтаря с изображениями Иисуса Христа и апостолов Петра и Павла, заказывали в Вене.

 

Орган выписали от известной фабрики Валкер в Людвигсбурге (Вюртемберг), а колокол отливали на местном заводе Е.М. Василенко. Цена органа - 4000 рублей, колокола около 800 рублей. Всего на момент освящения церковь обошлась в 30000 рублей.

 

В начале апреля 1888 года постройка была завершена. Освящение нового храма приурочили к 1 мая, - этот день тогда праздновался как начало весны. Весь Ростов, вся Россия "маевали". Большинство устремлялись за город, - в рощи, в луга, на молодую траву и цветы, на свежий воздух, под яркое, но не жаркое пока солнце. Те же, кто не мог выехать, развлекались в городе. С утра до позднего вечера здевь властвовала музыкальная стихия. Клубные оркестры, концерты на летних открытых эстрадах, и просто самодеятельность от души, под гармонь, под балалайку.

 

И хотя на Донском бульваре 1 мая звучала другая музыка, она, в сущности, была тоже праздничной. После входной речи с молитвой пробста Штрауса ему поднесли ключ. хор и 32-х мужчин и женщин запел по-немецки: "Поднимите врата, верхи ваша, и поднимитесь, двери вечные, и войдет царь славы!"

 

Коротко рассказав об истории строительства кирхи, пробст приступил к освящению. Глубоко вздохнул орган, и потекла странная для здешних мест, глубоко волнующая музыка. Покамест освящались алтарь, кафедра, колокол, орган и другое, прихожане пели: " Воскликните Богу всея земли, пойте славу имени Его, создайте славу, хвалу Ему. Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поем имени Твоему".

 

Потом уже пастор Оскани сказал проповедь. В продолжение литургии снова раздался ни на что не похожий голос органа, которому только и беседовать с Богом, и хор запел из оратории Генделя "Миссия". Вновь говорил пробст и благословлял участников торжества. Между прочим, его благословения удостоились ростовский городской голова А.М. Байков, полицмейстер В.И. Ульянов, купеческий староста Е.В. Емельянов, члены городской управы Г.А. Журавлев, И.А. Лукьянов, А.А. Посохов и представлявший в ней еврейскую общину Ростова Г.Е. Коган, управляющий пароходством и хозяйством горлового комитета Л.И. Любимов, член этого комитета от Министерства путей сообщения Е.М. Синклер, редактор-издатель газеты "Донская пчела" И.А. Тер-Абрамиан.

 

Последним прозвучал псалом "Хвалите господа, все народы, прославляйте Его, все племена, ибо велика Его милость к нам, и истина господня пребывает вовек".

 

Естественным финалом всего этого дня, полного музыки, солнца, цветов и радости, смысловой точкой праздника стало крещение ребенка. Маленький ростовец лютеранской веры, точно в эту первомайскую праздничность, окунулся в купель с донской водой.

 

Подобно большинству ростовских храмов всех конфессий, красавица-кирха была разрушена большевиками. Причем варварское деяние оказалось неодномоментным и потому в особенности мучительным и для храма, и для прихожан...

 

Владимир Сидоров. «...И войдет Царь Славы».

 

Рекомендуем: 
Нет
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 187



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail