Игорь Ситников. Старые-старые фото. Зайчик
Закрепитель. Дурацкая кличка. Она была записана в племенном свидетельстве. Но у спортивных лошадей есть и похуже, поверьте. Бульдозер, например.
Так что, сокращённое имя «Зайчик» и короче и благозвучнее настоящего. К сожалению, оно не сочеталось с характером моего дружка.
Прежде, на Ростовском ипподроме он состязался в стипль-чезах. Жёсткий спорт испортил лошадиный характер. Люди хлестали мерина по рёбрам, требуя выигрыша любой ценой. Закрепитель не любил их за это.
Потом, крепко стукнувшись о препятствие, конь охромел и угодил в детскую спортшколу. Там он быстро наловчился сбрасывать учеников, виртуозно давая «козла», исполняя «тычки» и «гопки». Пока очередной ездок лёжа на опилках вытирал сопли, Закрепитель, припадая на левую переднюю ногу, сбегал в денник. Там он поворачивался к проходу задом и норовил лягнуть того, кто пытался снова отвести его в манеж.
Только из-за прошлых достижений, заслуженного ипподромного бойца не списали вчистую, а отправили с глаз долой.
Так, по принципу «На тебе Боже…», бесполезный мерин оказался в захолустной конноспортивной секции.
Мы поступили туда одновременно. Я казался бездарным, и тренер подсунул мне рыжего злодея.
Хромоногий чёрт трудился на славу, часто испытывая на мне свои изуверские приёмы. Он применял их уже в начале занятия, и после я, оправившись от падения, чуть ли не до конца тренировки носился по окрестностям уличного манежа, пытаясь схватить беглеца за повод. «Скакалками» называл тренер это веселье.
Упрямство – яркая черта моего характера. И тут тренерская коса нашла на камень. Я не уходил, падал, вставал, не обижался, убирал навоз, косил сено, заметал мусор в конюшенном проходе и пачками скармливал своему четвероногому обидчику рафинад.
Постепенно, благодаря скакалкам, моционам и упорному лечению, хромота у коня исчезла. Только норов оставался прежним. Вершиной его проявления стал один блестящий случай.
Моя мама явилась посмотреть на успехи сына в конном спорте и решить, оправдывают ли они килограммы сахара, исчезающие из дома.
Мы как раз осваивали конкур, и я картинно направил скакуна на препятствие.
Наверное, осознав исключительность момента, Закрепитель вместо прыжка вдруг затормозил всеми четырьмя копытами, резко осадил назад и рванул в сторону. Сила инерции. Полёт. «Чухонец» - деревянная поперечная жердь, остановившая моё ускорение. Сложившись пополам, придавив телом обе руки, я как мокрое полотенце животом повис на перекладине. Мои ладони, упрямо сжимающие поводья, оказались втиснутыми между бёдер и торчали с тыла ниже ягодиц. Подошвы не доставали землю. Закрепитель находился позади и тянул за повод, бойко дёргая головой. Моя скрюченная фигура совершала колебательные движения. Сходство с маятником было идеальным. Мама умирала со смеху.
У мамы было редкое чувство юмора. Даже состарившись, она с удовольствием вспоминала эту картину.
Прошло время. Закрепитель стал Зайчиком или Зайцем, по настроению. Конь признал во мне хозяина. На тренировках прощал муштру, шенкеля и шпоры. Только хлыст ему нельзя было даже показывать, если ты, конечно, не собирался пулей вылететь из седла. Зайчик воспринимал это как предательство, и однажды чуть не расшиб насмерть тренера за единственный хлёсткий удар по крупу.
Со временем мы стали выигрывать все местные соревнования. Я многому научился у своего коня. У него были железные ноги и такая же психика. Как часы он шёл по маршруту.
Когда мы отдыхали, я заносил в денник табуретку и садился с книгой у кормушки. Читал. А Заяц стоял неподвижно напротив, иногда касаясь моего темени седеющим подбородком. Шумно вздыхал. Ноздри его подрагивали. От них пахло хлебом, теплом и спокойствием.
Потом я ушёл в армию. Зайчик снова отказался подчиняться людям. Но, какой-то опытный всадник сломил его упорство.
Через два года я демобилизовался и явился в манеж. Под седлом очередного хозяина постаревший Заяц шагал в строю конной смены. Он узнал меня, но не подал виду. После тренировки я приблизился. Никто не увидел, как мы простились. Зайчик незаметно кивнул мне головой и моргнул влажным тёмным оком. Я похлопал его по рыжей шее и ушёл не оглядываясь.
Спустя тридцать лет, во сне Зайчик иногда подходит ко мне тихим шагом. Касается подбородком. Шумно вздыхает. Пахнет хлебом, теплом и спокойствием.
(с) Игорь Ситников.
2020г.
Количество просмотров: 2065
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии