Как праздновали «Комсомольское Рождество» в Ростове-на-Дону в 1923 г.

А А А

 

После неудачных попыток физического уничтожения Православия в советской России в 1917-1922 гг., большевики решили развязать идеологическую войну против религии. Основные усилия были сконцентрированы на подмену основных религиозных праздников христиан Рождества и Пасхи вновь вводимыми «комсомольским Рождеством» и «Комсомольской Пасхой» соответственно. При этом первые оказывались уже под негласным запретом, а вторые всячески поощрялись государством и финансировались из казны. Учитывая провокационный характер мероприятий, основным ядром проведения мероприятий стала молодёжь. Сценарий проведения праздников тщательно готовился партийными и комсомольскими работниками. Мероприятия были широко разрекламированы в прессе.

Благодаря активной агитации посредством газет, мы можем спустя 80 лет погрузиться в атмосферу тех событий. О первом праздновании «комсомольского Рождества» свидетельствует корреспондент газеты «Трудовой Дон»: «…7 января 1923 года комсомольская и рабочая молодежь не испугалась «гнева Господа» и открыто, с пением революционных песен под красными знамёнами выступили против буржуазии-религии.…Более 3 тысяч человек рабочей молодежи штурмовали небо.…Вот было работа: богов жгли, как чертей, а черти пылали как солома. Их тащили со смехом на Таганрогский (Буденновский) проспект…Богов жгли в самом центре города.…За Иеговой сгорели Аллах, Будда, Иисус Христос, Богоматерь и т.д.

Чучела богов дымили как цигарка махорки, свёрнутая из вырванного листа подмоченной Библии. Наконец, под взрывы хохота сожгли попа с картонным крестом…Днем в воскресенье вокруг Собора св. Александра Невского (сейчас памятник буденовцам у Администрации области) был крестный ход. Комсомольцы ходили с чучелами богов и святых…Чучело Николая Чудотворца в одной руке с крестом, в другой - с самогоном…

На углу Таганрогского проспекта и улицы Энгельса (ныне - Б.Садовой) пятерых богов приговорили: - К высшей мере наказания – сжечь! Вспороли им соломенные животы и подожгли. Это были Иегова, Христос, Аллах, Озирис, Будда. Николая Чудотворца сожгли шестым.…На улицах - красноармейцы, рабочие, кое-где – фигуры совработников (интеллигентов)…Возле каждой церкви жгли чучела этого божества. У православных - Христа, у синагоги-Иеговы.…Стреляли вверх ракеты.…На тротуарах - людское море голов. Праздная толпа выстроилась шпалерами по улице Энгельса.…Над комсомольцами высятся хоругви из рогожи…»

За распитие самогона и явно хулиганские поступки на центральной улице города никто ответственности не нёс. Автор статьи ещё упомянул о том, что комсомольцы ходили под домом раввина в пер. Газетном и кричали : «Вы нам больше не нужны!». Православные верующие также не остались без оскорблений и преследования. Комсомольцы встречали их у храмов и подвергали всевозможным моральным издевательствам. Распевались непристойные песни, читались матерные и богохульные частушки и стихи, бренчали гитары и гармошки, мешая проводить службы. Приведем лишь самые пристойные частушки тех лет:
 
Раньше нас попы дурили,
Раньше нас дурачили.
При советской нашей власти
Мы их раскулачили!

У Миколы колоколы,
А у Спаса чугуны.
У Миколы попы — воры,
А у Спаса — колдуны.

Дуют, дуют ветерки,
Дуют ветерочки.
В церковь ходят старички
И поповы дочки.

Ах ты, бог, ты мой бог,
Да что ты ботаешь?
Ты на небе живешь,
Не работаешь!

Не ругай меня, мамаша,
Что я в церковь не хожу:
Напролет все воскресенья
В нашем клубе провожу.

Меня маменька ругала,
Что я богу не молюсь,
А я маменьке сказала:
«В комсомолки запишусь».

Я и в церковь не ходила,
И богам не кланялась,
А с лица не охудела,
Только зарумянилась.

Партийный работник т.Шефер заявлял на митинге: «Под Рождество пройдем мимо церквей и костелов и изобразим всех богов всех вер, не обидев ни одного, доказав, что они ничего сверхъестественного собой не представляют…Нужно надеяться, что все пройдет удачно…при условии поддержки ВКП(б)».Таким образом открыто заявлялось о крайне политизированной подоплеке антирелигиозных мероприятий и сильном покровительстве партии.

«Комсомольское Рождество» было успешно проведено в г. Ростове-на-Дону благодаря тщательно спланированному плану и опыту г. Минска, где впервые был обкатан этот проект. Спустя 3 месяца в газете «Трудовой Дон» появилась итоговая статья под названием «Религия, церковь и мы», где автор, в частности, писал: ««Комсомольское Рождество» дало много поучительного. Оно впервые доказало, что можно сочетать научность взглядов с юношеским задором и юмором. Оно явилось исходной датой, откуда началась массовая антирелигиозная работа.

В комсомольском Рождестве мы были вооружены легкими доспехами. Теперь заменяем их тяжёлой артиллерией …Мы будем вести осадную войну с религией, увенчивать ее штурмами в великие праздники. Мы знаем, что одного удара недостаточно для окончательного уничтожения цепкого, упорного и лукавого врага-религии. Но мы подготовились к длительной борьбе…Ударим сегодня же, да посильнее! В атаку на религию!»

Несмотря на то, что в стране был лютый голод и людоедство, на «Комсомольское Рождество» выделялись колоссальные деньги. Люди умирали в муках от голода, а на улицах веселилась пьяная толпа на государственные деньги, которые так были необходимы для миллионов страждущих…

Антирелигиозное безумие и насаждаемая государством и партией бездуховность привела к тому, о чем тщательно молчали 70 лет.

На заседании 6-ой городской конференции Донской окружной организации ВЛКСМ 25-29 сентября 1926 года секретарь горкома ВЛКСМ товарищ Шейнин обнародовал закрытую информацию: «…активность молодежи, не будучи направленной как следует, попадая под плохое влияние, выливается в уродливые формы. Мы являемся свидетелями чудовищной волны хулиганства, пьянства, разнузданности молодежи, поножовщины и самоубийств… Первое место занимает рабочая молодежь и даже комсомольцы. Среди учащейся молодёжи и служащей молодёжи развились упадочные настроения, «есенинщина» и проч, зачастую выражающиеся в самоубийствах, апатии, уходе от общественной работы и т.д.»

Донские газеты в начале 20-х пестрели жуткими заголовками об убийствах, грабежах и насилии. В парке им. М. Горького еженедельно находили трупы ограбленных людей. Проститутки оккупировали центральные улицы, не стесняясь продавать тело даже у ростовских храмов. С закатом солнца обыватели не рисковали высунуть нос на улицу. В каждом доме имелись прочные ставни и замки на окна. Общество жило в постоянном страхе и терроре криминала, пышно цветущего после гражданской войны. Начиналась эпоха разрушений храмов и убийств духовных лиц комсомольцами. Так в селе Н-Николаевском Азовского района комсомольцы утопили в колодце свящ. Александра Баранникова. В ряде мест комсомольцы стаскивали кресты с храмов тракторами, расстреливали дробью купола, жгли иконы и справляли нужду в храмах.

Начиналась эпоха тотальной войны с Богом, продлившаяся долгие 70 лет…

Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 692



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail