Краткий обзор донских кладов: найденных и оставшихся в легендах

А А А

 

Донская земля богата кладами, и по сей день археологи находят в древних курганах золотые сокровища. В этих благодатных краях всегда кипела жизнь. Шли караваны по Великому шелковому пути, переправляясь через водную артерию в районе нынешнего Аксая. Их встречали казаки-разбойники с кистенями в натруженных руках. Словом, сыпалось кровавое золото на землю донскую. Возможно, что кое-где лежит оно в ней и сейчас.
                                                                                              ***
Самый известный донской клад, о котором по сей день ходят легенды, это сокровища знаменитого атамана Степана Разина - народного героя, разбойника, смутьяна и бунтовщика. Атаман принял мученическую смерть на плахе 6 июня 1671 года, но еще раньше были вольные набеги, богатая развеселая жизнь, сражения с царскими войсками, измена сотоварищей, окончившаяся пленом.
 
В том, что клад (или несколько мест, где спрятаны награбленные донскими разбойниками сокровища) существует, сомнений нет. Исторический факт: когда казнили Степана Разина, его брат Фрол, который ожидал своей очереди, при виде жуткого зрелища выкрикнул фразу "Слово и дело государево!". Это означало, что он собирается рассказать информацию государственной важности. И Стенька Разин с плахи перед смертью выкрикнул брату: "Молчи, собака!". Эту фразу записали несколько иностранных послов, присутствовавших на казни.
 
Архивы сохранили «расспросные речи», показания Фрола Разина, брата знаменитого вождя крестьянской войны Степана Разина. Не выдержав пыток, Фрол рассказал: «...как он-де, Стенька, хотел идти вверх к Царицыну, а в дому у него никого нет. И он-де все свои письма, что были ему присыпаны, откуда ни есть, и всякие, что у него были, собрав и поклав в кувшин денежной и засмоля, закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве под вербою. А та верба крива посередке, а около ее густые вербы».
О показаниях Фрола Разина по поводу разбойничьих кладов сообщает также известный историк Н.И. Костомаров. Тогда была предпринята специальная экспедиция на Дон и Волгу, для поиска клада, но об ее успехе ничего не сообщалось. А Фрол Разин все равно был казнен.
 
Попытки найти разинские схроны предпринимались на протяжении нескольких сотен лет - как на государственном уровне, так и многочисленными охотниками за сокровищами. Но клад никому так и не дался. Поиски продолжаются и по сей день.
Где может быть спрятана разбойничья казна - об этом тоже по сей ходят различные догадки. Это и Дон-батюшка в его среднем и нижнем течении, и Волга-матушка. По одной из легенд, Степан приглядел приметный высокий обрыв над Доном, стал на него на восходе солнца, и велел утопить челн с казною там, где ляжет на воду тень от его головы.
Самых разных обрывов и высоких мест по всему течению Дона - предостаточно. К тому же за несколько сотен веков изменилось и русло Дона, и его берега. Есть мнение: клад Разина надо искать в дельте Дона, близ сел Рогожкино, Дугино, станицы Елизаветинской. Здесь, в донских заводях под боком богатого османского Азова, прятался Степан Разин и от турок, и от царских войск.
 
Донские клады. Худ. Е. и А. Ксенита.
 
Разинский клад остается легендой по сей день. Но есть сокровища более реальные, причем их множество. Это древние курганы, где погребены скифы, сарматы, половцы и другие народы, населявшие в древности Дикую Степь.
 
Золото в донских курганах находят на протяжении нескольких сотен лет. Взять хотя бы крупнейшие находки послевоенной поры. 1959-й год, Елизаветинское городище - найдено погребение скифского воина: золотой футляр для лука и стрел, золотые обкладки ножен меча, большое количество нашивных украшений на одежду (эти находки легли в основу золотой коллекции ростовского музея краеведения). 1962-й год - при раскопках Садового кургана под Новочеркасском найдены золотые фалары (украшение конской сбруи сарматского вождя)…
 
Самый удачливый кладоискатель - это ростовский археолог Евгений Беспалый. В 1982-1986 годах он вскрыл более сотни старинных курганов на территории Азовского района, сделав множество золотых находок. Жизнь Евгения оборвалась преждевременно: он заразился редким вирусным заболеванием во время одной из экспедиций, и скончался. В его смерти многие усматривали мистику: дескать, духи древних курганов забрали душу археолога, потревожившего их прах.
Тем не менее древнее золото находят и по сей день. К примеру, это находка ростовского археолога Павла Ларенка: золотые украшения из курганных могильников, которые находились близ нынешнего проспекта имени 40-летия Победы. Но тем, кто ищет наживы, на таких находках не обогатиться: золота было найдено немного, оно низкопробное, и представляет больше исторический интерес…
                                                                       ***
Да, о кладах на Дону ходит множество легенд. Можно перечислить некоторые из них.
Так, если повезет, кому-то предстоит найти драгоценный меч хана Мамая, который он якобы уронил в воды Дона, убегая от преследовавших его русских войск…
Под водами Цимлянского водохранилища скрыто теперь городище богатого хазарского города Саркела (Белая Вежа по русским летописям). А там может быть спрятано золото, которым Византия откупалась от хазарских набегов…
Добавим от себя до сих пор бытующую в Ростове легенду о петровском фрегате с золотом, который якобы затонул в устье Темерника, причем золото не найдено до сих пор.
                                                                       ***
Очень интересное исследование о кладах написал донской историк Валерий Федорович Чеснок. Позволю себе процитировать некоторые места из его книги «Клад», изданной издательством СКНЦ в 1992 году.
 
 
«...В фондах музея-заповедника «Танаис» есть папки с надписью: «Сообщения о кладах». В ней письма разных людей в адрес музея о сокровищах и тайниках, о подвалах, заполненных старинным оружием, о легендарных приметах. В них очень интересные рассказы. Вот один из них:
 
«Произошло это В 1910 году у села Песчанокопского, в сентябре по старому стилю. Во время пахоты на равнине близ небольшого кургана зацепило плугом камень и погнуло лемех. Зажурился хозяин этого загона Василь Тимофеевич Мелехов. Мы с отцом неподалеку пахали, видим, сидит Мелехов, пошли смотреть, что случилось. Показал он нам камень.
 
К этому времени подошли еще Харьков Федор, тоже сосед наш, и брат мой старший Алексей. Они говорят - давайте здесь копать, здесь клад должен быть, потому что в степи у нас таких камней нигде не найдешь. А на следующий день как раз праздник выходил и не пахали. Стали мы копать в том месте напеременку и не ошиблись. За вечер три каменных статуи выкопали - одна мужская и две женских. Наутро снова туда, выкопали яму метра в три глубины и вширь тоже. Вдруг увидели на дне ямы кувшин, вверх дном опрокинутый. Как кинулись все втроем, взяли кувшин, один другому не дает. Ну, стали тот горшок трясти, а из него сначала земля посыпалась, а потом вывалились камушки, с десяток штук, наверное. Мужики говорят - это клад заколдованный. Запрягли лошадей и повезли домой, и все думали, что с кладом делать. Поехали прямо к кузнецу. Тот горн растопил, один камушек положили и полдня напеременки мех дули, и ничего не получилось, не могли растопить. И кувалдой били, ничто не берет эти камушки.
Кузнец испугался:
- Тут, - говорит, - дело неладное, здесь сила нечистая, клад, видно, с зароком спрятан ...
 
Но мы не отступились, решили понести к попу, он, может, молебен отслужит, и будут из камушков деньги. Поп те камушки забрал с горшком вместе, мол, отслужу молебен. Тогда же те камушки взвесили, и вес оказался 12 фунтов без горшка. А с виду однообразные и маленькие. Ну, время идет, пошли снова к попу спросить, что с камушками получилось. Поп говорит, что узнал об этом песчанокопский урядник, забрал их и послал якобы в Ростов. На этом наши похождения с кладом и кончились. А каменных бабок каждый себе вкопали во дворах - одна у Мелехова, вторая у Харькова, третья у нас, у Шеховцовых. Та что и у нас была закопана и в настоящее время цела, стоит под домом. Когда тот клад копали, мне было 14 лет, но помню все, будто вчера было»...
 
Донские клады. Худ. Е. и А. Ксенита.
 
На Дону существовала даже профессия кладоискателей - их называли бугровщиками. Они занимались исключительно поисками сокровищ. Для них кладоискательство было повседневностью, своеобразной профессией, в которой нет ни особых, передаваемых из поколения в поколение навыков и секретов, ни своих тайн мастерства. Да и какие навыки в этом темном промысле, в котором даже на помощь молитвы уповать нельзя, потому что дело это в ведении колдунов, зловещих обрядов, заклинаний ...
 
В «Чтении О Борисе и Глебе» - литературном памятнике XI века - предостерегающие строки:
«Если серебро и золото сокрыто будет землею, то многие увидят над тем местом огонь горящий: дьявол показывает сребролюбивым место»...
 
Тысячи курганов юга страны, будто покинутые командой корабли в необозримом океане степи, овеянные легендами, будоражили чувства, заставляли авантюристов поверить в возможность скорого обогащения, романтика - рискнуть поверить в реальность чуда.
«Толковали по хутору, что в Крестовском кургане искали клад, - рассказывал старик из поселка под Таганрогом, - искали пришлые, дорывались до чьих-то костей и кольца серебряного, но те не дались в руки, в землю ушли. Передохнув снова ту гору начали рыть, да не достали, ушли те кости и кольцо в землю на такую глубину, что и счесть нельзя... Давно это было»...
 
Не всем бугровщикам не везло, и много находок безвозвратно погублено для истории культуры.
                                                                                               ***
В разное время предпринимались попытки обуздать стихию кладоискательства, обычно робкие, нерешительные. Известен, например, циркуляр войскового атамана Войска Донского, генерал-лейтенанта Денисова от 2 декабря 1818 года: «...В землях Войска Донского открываются случаями разного рода металлы, окаменелые деревья, также чрезвычайной величины кости, доказывающие древность обитания здесь народов... Я вменяю в обязанность в станицах - станичным правителям, а гг. помещиков прошу как о таковых, так и о тому подобных редкостях разведывать, и где ныне имеются или впредь найдутся, сохранять, а меня об оных уведомлять с подробным объяснением, в чем именно редкость их заключается».
В 1831 году жителей донских станиц знакомили с указом Его Императорского Величества о собирании «древних примечательных произведений».
                                                                                              ***
Немного об истории кладоискательства на Дону. Уже в самых ранних письменных известиях о донских землях можно встретить сообщения о поисках кладов. В 1450-х годах венецианский дворянин Иосафат Барбаро написал книгу о своем пребывании в генуэзско-венецианской фактории Тане (нынешний Азов). Здесь, в устье Дона, был перекресток оживленных торговых караванных путей между Европой и Азией. Венецианский мессир прожил здесь 16 лет, занимаясь торговлей и... кладоискательством. Еще до приезда в Тану он узнает, что «прибыл туда из Каира человек по имени Гулдебин и сказывал, что будучи еще в Каире, слышал от одной татарской женщины о сокровище, зарытом аланами в кургане, именуемом Контеббе, и даже получил от нее наставление, каким образом отыскать это сокровище...».
Барбаро рассказывает, что Гулдебин до кончины своей безуспешно пытался найти эти сокровища. И объясняет неудачу предшественника тем, что у того «недоставало умения для отыскания означенного клада». Поздней осенью 1437 года Барбаро вместе с шестью товарищами решают «употребить все возможные старания для отыскания сокровища». Они нанимают более сотни работников и приступают к поискам, через некоторое время приостановленных холодами. Весной следующего года, «найдя все признаки, о которых нам говорили», - рассказывает Барбаро, - «и убедившись еще более в истине слышанного нами, мы в полной надежде найти обещанное сокровище удвоили старания свои... Мы пустились таскать носилки С землей усерднее, чем те люди, которым мы платили, и как раз я стал мастером по носилкам».
Клада в донской дельте Барбаро не нашел, но в описании неудавшегося предприятия приоткрываются очень личные черточки в характере автора - иноземного расчетливого купца, романтика, так простодушно идущего на риск.
 
Донские клады. Худ. Е. и А. Ксенита.
 
В зале редких и драгоценных экспонатов Ростовского областного музея экспонируется несколько кладов, найденных на территории области в разное время. Подписи под вещами указывают место находки, чаще это - название поселка или станицы: «Аксайский клад», «Казанский клад» и т.д. В экспозиции не указаны фамилии людей, нашедших клады и передавших их в музей...
 
Клад из станицы Нижне-Гниловской насчитывает три десятка золотых боспорских статеров. Хорошо сохранившиеся, они дают прекрасную иллюстрацию существования тесных экономических связей между Боспорским царствам и поселениями округи Танаиса в первые века нашей эры, свидетельствуют о ввозе в Нижнее Подонье значительного количества золота в обмен на товары, вывозимые отсюда. Купцы из Танаиса и жители округи богатели именно на вывозной торговле. Эта подтверждает и анализ других аналогичных кладов. Великолепно исполненные изображения на монетах становятся предметом искусствоведческого анализа...
 
Этот клад почти целикам попал в руки ученых, и значение его для донской истории переоценить трудно. Имя человека, увидевшего в случайной находке не просто груду золота, а памятник прошлого - Василий Петрович Черсков. Записка о находке, составленная им при передаче клада в музей, это подтверждает. Вот выписка из документа:
 
«В начале апреля я, Черсков Василий Петрович, проживающий па ул. Ленина в станице Нижне-Гниловской, на северо-восточной окраине Гниловского городища, вместе со своей женой Михайленко Александрой Андреевной нашел 32 древние монеты, находящиеся в глиняном горшке. Сам горшок обнаружен был в обрыве, откуда наш сосед Казачков выбирал глину для постройки дома»...
                                                                                        ***
Очень внушительный вид у клада, найденного в станице Казанской. Полуистлевшие клепки деревянного бочонка, веером рассыпавшиеся в кольцах проржавевших обручей, большая груда позеленевших медных монет... Но сами монеты хорошо сохранились, медь неплохо сберегается в земле. К тому же время не сталь давнее - середина XVIII века. В кладе самые крупные русские общегосударственные медные монеты - пятаки чеканки 1763 года. Они сталь массивны, тяжеловесны, что их грубоватый вид не скрадывают даже изображения замысловатых вензелей и орлов. Таких несколько монет положить на ладонь - и уже в кулак пальцы не сожмешь. Невольно вспоминается, что изготовляли их из меди трофейных прусских пушек. Из пуда меди чеканили на 16 рублей пятаков.
                                                                                        ***
В старину укрытие денег было явлением обычным. Сокровища закапывали в землю, замуровывали в каменных стенах крепостей и церквей, опасаясь столь частых в деревянных городах и селах пожаров. Для таких заказчиков гончары изготовляли специальные «денежные» сосуды - кубышки, самые разнообразные по объему и формам. Если говорилось - «деньги в кубышке» - значит, подразумевалось, что спрятаны надежно.
В одном из царских правительственных документов признавалось, что крестьяне «закапывают в землю деньги свои, боясь пустить оные в обращение, боятся богатыми казаться, боятся, чтобы богатство не навлекло на них гонений и притеснений».
 
Донские клады. Худ. Е. и А. Ксенита.
 
Клад из-под станицы Лозновской Цимлянского района тоже монетный, но иных достоинств и иной эпохи. Более тысячи монет были найдены в керамической кубышке, закопанной в займище по правому берегу Дона. Монеты столь мелкие, что весь клад можно вместить в пригоршне сомкнутых ладоней - это серебряные копейки первой половины XVI века.
                                                                                     ***
Не всегда клад может состоять из монет. В 1963 году экскаваторщик Анатолий Феоктистов прокладывал траншею близ ростовского аэропорта. На глубине около метра с борта траншеи вдруг посыпалось множество металлических предметов продолговатой формы. Ни золота, ни монет здесь не было, но тем не менее экскаватор был остановлен, сотрудники музея не заставили себя ждать, и вот результат: спасен уникальный клад эпохи позднего бронзового века /II тыс. до н.э./. В нем несколько тяжелых долот и более сорока прекрасной сохранности серпов - древнейших на территории области образцов земледельческих орудий. Это так называемый «торговый клад». Вещи предназначались для обмена на другой товар. В эту эпоху продукция ремесленников часто выступала обменным эквивалентом, то есть выполняла функции денег.
 
А уж самые древние донские клады имеют возраст около 20 тысяч лет. Найдены они при исследовании одного из памятников на территории охранной зоны заповедника «Танаис» - Каменной Балки. Памятник относится к эпохе палеолита - древнекаменного века. Здесь при раскопках были найдены три клада кремневых орудий: скребков, резцов, каменных ножей. Случай исключительный - такие клады известны во всем мире как редчайшие находки.
                                                                                    ***
Существовали и своеобразные руководства. На современном канцелярском жаргоне их можно обозначить как инструкции по обнаружению кладов, снятию с них заклятий.
Такая инструкция однажды попалась мне в довольно необычном для подобных сочинений месте: в подвале собора Рождества Богородицы в Ростове в 1972 году.
Обширный подвал был завален грудами книг, свезенных в разные годы из разгромленных по области храмов. Епархиальное управление не возражало, чтобы передать эти книги по библиотекам и музеям, и мы, трое музейщиков, под бдительным присмотром церковного старосты, высокого молчаливого старика, разбирали книги, составляли опись - в общем, необходимую для подобных процедур документацию. Книг было много. Одни с бережностью были увязаны в небольшие стопки, с подложенными под веревки кусочками картона или газет, другие поспешно свалены в бумажные мешки. В основном это были знакомые нам издания: тяжелые большие тома «Месяцесловов», сочинения ученого энциклопедиста святого Димитрия Ростовского, образцы полиграфического искусства - «Беседы Златоуста», издания «Четьи-Минеи» XVIII и XIX веков, первые в России печатные выпуски Библии, церковная периодика...
 
И вот в одном из томов «Собрания акафистов» - богослужебных песнопений - я нашел рукописный текст в тетрадке из прошитых по краю грубыми серыми нитками бумажных листов.
 
«Как деньги показываются, иди на огонь. Если погаснет - не тебе суждены, если нет - твой клад. Как найдешь деньги, не бери все, так не годится, оставь сколько-нибудь заплатить за место и не бойся ничего; а если заберешь все, не обойдется без напасти...».
 
Неспешными строчками было заполнено несколько десятков листов. Рукопись я внес в опись с пометкой «в музей». Пути господни неисповедимы - вызволить отобранные книги и рукописи не удалось: начальство возмутилось количеством и содержанием литературы, и книги остались в подвале собора.
Иногда, глядя на торжественную громаду храма, устремленного в небо золотом куполов, опутанного у подножия рыночными рядами, сталью трамвайных путей, в многолюдьи дня вдруг слышится мне из-под храма шепоток языческих строк:
 
«...за Волгой, на Синих горах, при самой дороге трубка лежит. Кто тое трубку покурит, станет заговоренный, и клады ему все дадутся и все».
 
 
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 12601



Комментарии:

Интереснейший материал, Александр! Эту тему можно развивать и развивать - уж больно она заманчива. Вот, например, о золотоардынском Золотом коне в азовских крепостных валах до сих пор легенды ходят. А подобных мест у нас на Дону множество.

Спасибо за любовь к истории донского края.

Приглашаю к продолжению. А там, глядишь, и клад вместе найдём;)))

Молодец, Михалыч!

А я тебе о кладе в Дугино рассказывал, помнишь?  Может он нас и ждет?   Игорь

 

Игорь, берем лопаты идём копать! Клад Разаина наш!

Долго копаете, уже две недели прошло. Мозолищ небось понабили. Может

помочь, подрулить с рюкзачком?

Яма глыбокая, скоро в Австралии будем)))

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail