Крушение Ми-6 в Ростове: забытая катастрофа
А
А
А
- Катастрофу, унесшую жизни девяти ростовских вертолетчиков, можно назвать благополучно забытой. Уже минуло 42 года с той поры, сняты все грифы секретности, но словно покров тайны продолжает висеть над этой трагедией...
- В 1969 году 21 декабря выпало на субботу. Хотя «культ личности» в Советском Союзе был уже разоблачен, все в стране помнили, что это день рождения Иосифа Виссарионовича Сталина.
- Та суббота была рабочей (такие в советское время называли «черными», по цвету цифр в календаре. Не был исключением и Ростовский вертолетный завод (сегодня это предприятие «Роствертол»). Работы шли по производственным графикам, и летно-испытательная бригада выкатила из ангара вертолет Ми-6 для проведения наземных испытаний...
-
По тем временам Ми-6 являлся новейшей разработкой советских конструкторов, и пожалуй лучшей винтокрылой машиной тяжелого класса в мире. Производился он на Ростовском вертолетном заводе с 1959 года, в гражданском и военном вариантах. На нем было поставлено несколько мировых рекордов по скорости, грузоподъемности, максимальному взлетному потолку.
- Вообще это был передовой для своего времени вертолет, который даже получил «Приз Сикорского». Американский вертолетостроитель говорил, что благодаря Ми-6 русские обогнали Америку на десяток лет. За 23 года их было выпущено порядка 850 штук, и они надежно себя зарекомендовали в различных странах мира.
- Всего этого удалось достичь благодаря неустанному труду ростовчан-вертолетостроителей. И 21 декабря проходили обычные испытания новой машины, перед сдачей ее в эксплуатацию.
-
Зима в том декабре стояла типично ростовская: слякотная, туманная. Дул сильный ветер.
- На новеньком Ми-6 проводили наземную подготовку перед летными испытаниями: отбитие несущих лопастей, для того, чтобы они работали синхронно в одной плоскости. Такую операцию проходит каждый вертолет, и она не предполагает подъема машины в воздух.
- Когда работы были закончены, настала пора возвращаться в ангар. Так как идти от испытательной площадки в поле было далеко (около двух километров), вся бригада забралась в салон вертолета, и он своим ходом по бетонке покатил «домой».
- К слову сказать, это было прямым нарушением правил безопасности, которые воспрещают «подвозить» таким образом людей, не задействованных в работах на борту испытываемого вертолета. Но, напомним, уже смеркалось, дул сильный ветер, была неприятная слякотная погода. И на летном поле были все свои...
- У ехавшей по земле винтокрылой машины на малом газу вращались лопасти, и это стало причиной беды. Налетел сильный порыв ветра, настоящий шквал _ более 20 метров в секунду (при 25 метрах в секунду все полеты запрещены). Возникла мощная подъемная сила. Вертолет поднялся на высоту более двух метров. Вращающиеся лопасти рубанули по железобетонным столбам у края бетонки.
- Сила удара была такой, что обломки лопастей разлетелись на несколько километров (одну из них нашли потом в районе Сельмаша). Вертолет упал набок, ткнувшись кабиной в кирпичную стенку у завода «Горизонт», и загорелся.
-
- Девять из десяти находившихся в салоне вертолета человек сгорели заживо.
- Ведущий инженер Владимир Бобрус сумел выскочить из машины, но на него упали мешки с песком, использовавшиеся для балласта, и освободиться он не успел: огненным потоком хлынуло топливо из баков.
- В шаге от спасения был и моторист Владимир Сокол. Он сумел разбить блистер (иллюминатор) в салоне, и высунуться наружу. Но комплекция (Владимир Александрович был плотного сложения) не позволила ему вылезть из пылающего вертолета.
- Об этой катастрофе ничего не писали в газетах: любая информация о деятельности оборонного предприятия в те годы была строго засекреченной. Девять гробов выставили в заводском клубе. Попрощаться с ними пришли сотни заводчан: сквер перед главной проходной был полон народа. На похороны в Ростов прилетал выдающийся советский конструктор М.Л. Миль, «папа» всех вертолетов марки «Ми».
- Михаил Леонтьевич очень переживал о случившемся. Ростовская трагедия без сомнения подкосила его здоровье: он ушел из жизни меньше чем через год.
-
- Для захоронения вертолетчиков выбрали Верхнегниловское кладбище на улице Портовой. В 1969-м еще не было открыто Северное городское кладбище, и Верхнегниловское было одним из действующих городских погостов. В конце главной аллеи тогда уже был похоронен Валентин Синегубов, также вертолетостроитель, погибший в 1967 году при выполнении производственного задания. На выбор места для братской могилы наверняка повлиял еще и тот факт, что недалеко находилось вертолетное поле ДОСААФ, и в небе постоянно пролетали винтокрылые машины.
- ЧП в Ростове расследовала экспертная комиссия, и ее выводы легли в основу некоторых изменений, внесенных в конструкцию Ми-6.
- Семьи погибших вертолетчиков тоже не были забыты: они получили квартиры в новых престижных домах на улице Пушкинской. Сын летчика-испытателя В.А. Федорова продолжил дело отца, и стал летчиком-испытателем «Роствертоле».
-
- Единственным выжившим в той катастрофе был техник Михаил Кумицкий. Его спасение было было на грани чуда. В лежавшем на боку, охваченном жарким пламенем вертолете Кумицкий сумел голыми руками(!) разжать створки заднего люка под хвостовой балкой, и выскочить из огня. Потом люди, обладающие недюжинной силой, тоже пытались открыть люк в спокойных условиях, и у них ничего не получалось.
- Судьба Михаила Кумицкого столь необычна, что заслуживает отдельного упоминания. Всю жизнь за ним ходил огонь: во время службы в танковых войсках он сумел выскочить из горящей машины. Спасся от пламени, охватившем Ми-6. И все-таки огонь его настиг: Кумицкий погиб через два года после катастрофы, погубившей его товарищей, и тоже на летном поле вертолетного завода.
- В 1971 году, во время технических работ воспламенилась горючая жидкость, и выплеснулась на находившегося неподалеку Кумицкого.
- Михаил скончался от ожогов. Его похоронили на Верхнегниловском кладбище, всего в нескольких шагах от братского захоронения вертолетчиков. Рядом с той могилой, в которую он имел все шансы лечь на два года раньше.
- Ми-6 давно сняли с производства. Вместо него в Ростове выпускают другой винтокрылый гигант - Ми-26, ставший продолжением милевской «шестерки». Но Ростову надо помнить тех, кто отдал жизни на пути к сегодняшнему мировому успеху.
Количество просмотров: 9835
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
чт, 04/10/2012 - 21:59
Помним...
Хотя двоякие чувства.. Не нарушь они требования ТБ, не было бы такого количества жертв.
Героями назвать сложно, т.к было несоблюдение требований инструкций..
Вспоминается случай когда солдаты на унесенной в океан барже ели сапоги чтоб выжить.. и только через годы выяснилось что оказались они на этой барже чтобы выпить бутылочку... Выпили...
чт, 04/10/2012 - 22:02
Все равно, помнить надо. Вечная память.
пт, 05/10/2012 - 00:52
С летающими машинами всегда риск. Совсем недавно в Индонезии показательный! полёт на новом суперсовременном самолёте. И что? Не увидел пилот опытнейший! скалу и врезался.
пт, 05/10/2012 - 06:49
Летающий кусок железа вызывает умеренную осторожность у большинства, и панический страх у некоторых. Только Юрий Гагарин в космос полетел))
пт, 05/10/2012 - 09:16
Это Таксист. Спасибо,очень понравилось.
пт, 05/10/2012 - 18:29
))))
пт, 12/10/2012 - 11:54
Прочитал с интересом.Ещё много тайн хранит
история донского края. Работа у мужиков сопряжена с громадным риском. Их жизнь - борьба. Для нас они всегда останутся героями, несмотря ни на что. Вечная им память. А тебе, Саша, огромное человеческое спасибо за такие матерималы...
пт, 12/10/2012 - 16:08
Спасибо!
пт, 12/10/2012 - 15:35
Хочется позаимствовать вашу статью и опубликовать у себя на блоге.
Само собой, будет присутствовать ссылка на ваш сайт
пт, 12/10/2012 - 16:09
Я не возражаю. Бросьте адрес, где опубликовано, гляну ради любопытства))
Отправить комментарий
Войти в словарь