Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир Сабодан

А А А
 
 
Митрополит Владимир СабоданВ июле 2014 года ушел из жизни митрополит Киевский и всея Украины Московского патриархата Владимир Сабодан. У ростовчан особое отношение к этому человеку, который десять лет, с 1982 по 1992 годы, возглавлял Ростовскую и Новочеркасскую епархию. Одно из главных его добрых дел - возрождение Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. По инициативе владыки в 1988 году было совершено неслыханное по советским временам дело: позолочены купола кафедрального собора. Здесь подборка материалов, рассказывающих о служении митрополита Владимира Сабодана в Ростове-на-Дону.
 
 
...Начиналось возрождение церковной жизни, и многие люди потянулись к святыне. Вскоре после прибытия на кафедру митрополита Владимира (Сабодана) (он был назначен управляющим епархией в 1982 году) над столицей донского края воссияли золотые купола собора Рождества Пресвятой Богородицы. Они были воссозданы в том виде, как запланировал их архитектор К.А. Тон более ста лет назад. Официального разрешения на золочение куполов в то время, конечно же, никто не дал, и эти работы проводились тайно. Возвели строительные леса для ремонта. А когда открыли первый позолоченный купол, весь город замер...
 
Тогда же позолотили центральный иконостас, чуть позже - иконостасы в Петропавловском и Преображенском приделах. Это произошло незадолго до празднования 1000-летнего юбилея Крещения Руси. В эти же годы перестроили амвон, реконструировали архиерейскую кафедру. Вокруг кафедры и на амвонах установили оградки из цветного металла, заказанные в Московских Патриарших мастерских. Затем реставрировали и частично обновили росписи всего храма. Чуть позже начались строительные и восстановительные работы на подворье собора. Территория подворья к тому времени была сильно усечена. Граница с восточной стороны подходила к самой колокольне, была утрачена южная паперть. К северной паперти, тоже сильно измененной, почти вплотную подходил забор. Настоящим бедствием для собора явилось перенесение на улицу Станиславского с улицы Московской трамвайной линии.
 
Реконструкцию соборного подворья и восстановление колокольни взяла на себя группа архитекторов и реставраторов во главе с Ю.Н. Солнышкиным. Они разработали проект охранной зоны собора, в соответствии с которым были реконструированы два исторических флигеля - с юго-восточной и северо-восточной стороны, а также малый храм во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, перестроено и обновлено здание Ростовского епархиального управления.
 
Фото из книги "Под омофором Пресвятой Богородицы"
 
Настоятель собора протоиерей Павел Семенюк вспоминал об одном случае, который с ним произошел сразу после окончания ремонтно-реставрационных работ. Отец Павел зашел в храм и остановился возле молодой семьи, по которой было видно, что они редко ходят в церковь. Но, зайдя в собор в этот раз, они замерли - горели паникадила, таинственно мерцал свет лампад перед иконами, сиял убранством иконостас. Дети, увидев это великолепие, сказали своим родителям: «Как же здесь красиво!
- И мне стало радостно, - вспоминал отец Павел, - что не напрасны были труды, и храм благотворно действует на сердца и души людей. В те годы благолепие храмов было одной из самых ярких проповедей, которая свидетельствовала о Царствии Небесном делами рук человека здесь, на земле.
Многое менялось в обществе. Если раньше пастыри ждали чад своих внутри ограды Церкви, то теперь началась активная проповедь слова Божия за оградой. Соборное духовенство не только совершало богослужения и требы, но и вело большую миссионерскую работу. Это и окормление военных ведомств, тюрем, домов престарелых и детских домов, учебных заведений.
 
Митрополит Владимир Сабодан служение в Ростовском кафедральном соборе
 
Большим праздником для всех прихожан и духовенства являлись архиерейские службы. По воспоминаниям старейшего клирика Ростовской-на-Дону епархии, который с 1981 по 1996 год был настоятелем Ростовского кафедрального собора, протоиерея Павла Семенюка, владыка Владимир «не допускал никаких отступлений от канонов, служба всякий раз велась на самом высоком уровне, и все мы, участвующие в сослужении, невольно испытывали волнение и какой-то священный трепет перед величием владыки, перед тем, с какой самоотдачей и вдохновением он проводил всю службу от начала до конца.
Во время службы все имеет значение - и как ты вышел к прихожанам, и как повернулся, и как осеняешь крестом, и как говоришь, и что говоришь. Владыке Владимиру Господь в изобилии дал все это».
 
В 1985 году праздновали 125-летие со дня освящения Ростовского кафедрального собора. В день престольного праздника, 21 сентября, Божественную литургию, а накануне всенощное бдение совершили митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир и прибывшие в Ростов-на-Дону по случаю знаменательной даты архиепископы Саратовский и Волгоградский Пимен, Краснодарский и Кубанский Владимир, Винницкий и Брацлавский Агафангел. В память праздничного дня и торжественного богослужения архиепископ Краснодарский и Кубанский Владимир передал в дар собору список Почаевской иконы Божией Матери.
 
Митрополит Владимир Сабодан служение в Ростовском кафедральном соборе
 
Примечательно, что накануне престольного праздника, 16 августа, Ростовским облисполкомом на основании решения «О постановке на государственный учет и охрану памятников архитектуры» Ростовский кафедральный собор был взят под охрану как культурный памятник Это стало еще одним свидетельством того, что все больше людей начали понимать, что именно по-настоящему важно и является главной ценностью в жизни.
 
В ноябре 1985 года донскую землю и Ростовский кафедральный собор посетил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Таллинский и Эстонcкий Алексий (Ридигер), в будущем Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Тогда в епархии праздновали 50-летний юбилей правящего архиерея митрополита Владимира (Сабодана). Торжества включали самые разнообразные мероприятия. Например, 22 ноябpя в Ростовском областном комитете защиты мира состоялась официальная церемония награждения юбиляра дипломом и медалью Советского комитета защиты мира «Борцу за мир». Затем - встреча митрополитов Таллинского и Эстонского Алексия и Ростовского и Новочеркасского Владимира с председателем Ростовского облисполкома Б.М. Володиным и уполномоченным Совета по делам религии при Совете Министров СССР по Ростовской области В.П. Колгановым.
 
В 1988 году в Ростовском кафедральном соборе торжественно было отпраздновано великое событие - 1000-летие Крещения Руси. Епархия отметила юбилей 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Накануне этого торжества в кафедральный храм была доставлена большая святыня - Патриарх Московский и всея Руси Пимен подарил собору мощевик с частицами мощей тридцати святых угодников Божиих.
 
Уже в конце 1988 года, 21 декабря, на расширенном заседании Совета по историко-культурному наследию, которое состоялось в Доме архитектора, был рассмотрен вопрос о необходимости восстановления соборного подворья в его исторических границах. В следующем году, 19 апреля, исполнительным комитетом города Ростова-на-Дону было принято решение «О производстве проектно-изыскательских работ по восстановлению колокольни и реконструкции памятника архитектуры XIX века комплекса Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и разработке проекта охранных зон». Северо-Кавказским институтом «Спецпроектреставрация» по договору С Ростовским кафедральным собором были сделаны охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого ландшафта подворья.
 
Восстановление колокольни Ростовского кафедрального собора
 
11 сентября, накануне праздника Рождества Пресвятой Богородицы, были установлены границы охранной зоны, утвержден эскизный проект воссоздания колокольни и принято решение о создании на Соборной площади памятника святителю Димитрию Ростовскому на месте, где прежде стоял снесенный в 20-е годы большевиками памятник императору Александру II.
 
Спустя два дня в Центральном совете Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры проект зон охраны был согласован. Это были первые шаги по восстановлению историко-культурного облика подворья Ростовского кафeдpaльHoгo собора Рождества Пресвятой Богородицы.
 
Установка купола на колокольню Ростовского кафедрального собора
 
В январе 1990 года Ростовскому кафедральному собору был передан небольшой участок земли. Началась застройка подворья. Одновременно шло восстановление колокольни. В летопись собора навсегда внесены имена людей, трудившихся над его возрождением. По благословению владыки Владимира строительством занималась бригада каменщиков Московского специализированного предприятия по реконструкции памятников архитектуры России под руководством зодчего П.Е. Адайкина. Мастера приступили к работе в середине лета 1991 года.
Петр Емельянович - талантливый зодчий-самоучка. Бригада под его руководством к этому времени уже в течение 26 лет восстанавливала взорванные и разоренные памятники нашего Отечества, а в последние годы работала на реставрации Московского кремлевского комплекса. Петр Емельянович, вспоминая о своей работе, говорил, что все его соратники понимали - они своими руками восстанавливают поруганную историю России.
 
В одной из своих проповедей митрополит Владимир (Сабодан) сказал: «Необходимо верить в силу Божию и Божественную помощь, ибо всякий дар совершается свыше и сходит от Отца светов. Божественным даром является время вашей жизни, и ЭТОТ дар, как драгоценный сосуд, мы должны вернуть Богу исполненным светлых порывов и благих свершений». Эти слова стали как бы напутствием его пастве, которую владыка покинул в июне 1992 года. Он был избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви.
Дальнейшие труды по восстановлению исторического облика подворья Ростовского кафедрального собора были понесены митрополитом Владимиром (Котляровым). Владыка прибыл на Дон в марте 1993 года...
 
Из книги «Под омофором Пресвятой Богородицы». Ростов-на-Дону, 2010 год.
 
 
 
5 июля 2014-го пришла печальная новость из столицы Украины: здесь скончался митрополит Киевский и всея Украины Московского патриархата Владимир. Жизнь митрополита Владимира (Виктора Маркиановича Сабодана) была тесно связана с Ростовом-на-Дону и донским краем.
Он родился в 1935 году в селе Марковцы Хмельницкой области (Украина) в крестьянской семье. В 1954-м поступил в Одесскую Духовную семинарию, четыре года спустя - в Ленинградскую Духовную академию. После ее окончания преподавал в Одесской духовной семинарии, являлся ее ректором. В 1966 году был назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Также он стал представителем Русской православной церкви при Всемирном совете церквей в Женеве.
В 1982 году митрополит Владимир возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. Так его жизнь переплелась с донской столицей...
 
Хочу напомнить, что в восьмидесятые годы двадцатого столетия в Советском Союзе за религиозные убеждения можно было поплатиться карьерой и работой, стать изгоем в обществе. Для меня тогда было удивительно, что мой папа, в то время доцент кафедры хирургии факультета усовершенствования врачей мединститута, заместитель декана этого факультета, вместе со своим товарищем профессором А.В. Шапошниковым общался и дружил с митрополитом Владимиром!
У нас в семье всегда отмечали Рождество, Крещение, Пасху, соблюдая старинные нахичеванские армянские обычаи. Но делали это тайно, так, чтобы не знали даже соседи и друзья. В те годы за подобные вольности мои родители могли лишиться работы. Еще раз напомню, что отец был не последним человеком в мединституте, а мама работала в музыкальной школе учителем, заведовала струнным отделением.
 
Когда мне было пять лет, наша семья поехала в гости к родственникам в Ереван. И когда те узнали, что я еще не крещен, они начали стыдить моих родителей: как же так, мальчику уже пять лет, а вы его еще не крестили?! Родственники повезли меня в Святой Эчмиадзин. Там я и был крещен. Но ни мама, ни папа на обряде не присутствовали. По причинам, сказанным выше. Более того, с меня сняли нательный крестик и просили, чтобы я никому ничего о крещении не говорил. Такое было время...
Лишь в 1989-м я вновь надел тот самый крестик из Эчмиадзина, который ношу до сих пор. А случилось это потому, что был впечатлен митрополитом Владимиром. Он и мои родители встречались в квартире у профессора А.В. Шапошникова, вели долгие беседы. Митрополит Владимир писал замечательные стихи, удивительно добрые и лиричные.
 
Он был настоящим миссионером с добрым сердцем и чистой душой. Привел в Церковь, приобщил к православию тысячи ростовчан! Люди, глядя на него, понимали, каким должен быть настоящий христианин. Моим родителям он подарил Библию со своим автографом и благословением. Мы бережно храним ее как самую дорогую реликвию нашей семьи.
 
В 1992 году митрополит Владимир стал Предстоятелем Украинской православной церкви Московского патриархата. Позднее ему был присвоен титул «Блаженнейший».
Митрополит Владимир удостоен многих государственных наград, в том числе российских - ордена Александра Невского, ордена Дружбы. В 2011 году ему было присвоено звание Героя Украины. Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир все последние годы своей жизни посвятил сохранению единства Русской православной церкви. Думаю, вовсе не случайно его смерть совпала с теми трагическими событиями, которые происходят сейчас в соседней стране.
 
К сожалению, вместе с митрополитом Владимиром ушла и та Украина, которую он любил. Но я уверен, что и в лучшем мире блаженнейший будет молиться и за нее, и за Россию. И за нас, ростовчан.
 
Георгий БАГДЫКОВ.
(Публикация газеты «Вечерний Ростов», 10 июля 2014 года).
 
 
 
Пять томов - проповедей, богословских трудов и просто христианской мудрости. Необыкновенные по своей простоте и эстетической насыщенности стихи, которые так и не были опубликованы при жизни. Человек больших знаний, и при этом исполненный кротости и любви. Говорят, иногда был строг в отношениях, но строгость эта была продиктована желанием научить человека порядку: в душе и в жизни. А вообще, всё всегда было в меру. Судьба и деяния митрополита Владимира необычайны. Его личностные качества действовали на людей завораживающе.
 
Его проповеди - памятник беспримерной лингвистической и богословской лаконичности, основанной на евангельской и святоотеческой традиции. И большим счастьем была для многих ростовчан возможность общаться с ним во время архипастырского служения митрополита Владимира на Донской кафедре с 1982 по 1992 гг.
Прошло 22 года с тех пор, как владыка покинул Ростовскую и Новочеркасскую епархию. Но, несмотря на такой, казалось бы, большой временной отрезок, духовенство и миряне Дона и поныне с любовью и благоговением вспоминают архипастыря.
Блаженнейший митрополит Владимир (в миру Виктор Маркианович Сабодан) родился 23 ноября 1935 г. в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области в крестьянской семье. Его отец Маркиан Арсеньевич Сабодан, был старостой сельского храма.
 
Митрополит Владимир Сабодан
Матушку звали Феодосия Ивановна. Среди четырех своих братьев Виктор был самым младшим. Так как родители были людьми глубокой личной веры, сызмальства детей воспитывали в христианской вере, труде и благочестии. Тяготы крестьянской жизни были знакомы будущему митрополиту с малых лет.
Нередко ему приходилось помогать своим родителям В хозяйстве. Но все-таки религиозные чувства крепли в сердце юноши не меньше, чем хозяйственные навыки. Как-то раз Виктор с матерью приезжают к преподобному Лаврентию Черниговскому, и святой старец благословляет мальчика на служение Церкви. Отношения сына и матери были невероятно сильными. Она была его первой духовной наставницей. Когда Феодосия Ивановна отойдет ко Господу, ее сын, будучи уже архиереем, не сможет сдержать слез и будет безутешно плакать над гробом матери. Говорят, после ее кончины он сильно изменился, будто схоронил часть самого себя.
 
Протоиерей Даниил Азизов, настоятель Старо-Покровского храма г. Ростова-на-Дону:
 
«Однажды после Литургии владыка по обычаю проповедовал. И в архипастырском наставлении вспомнил свою матушку. Такая любовь и скорбь была в каждом сказанном о ней слове, что сердца многих слушающих сжались. Было ощущение, что его боль передалась им. А когда на глазах митрополита выступили слезы, весь собор заплакал вместе с ним».
 
Виктор всегда был старательным и способным юношей. Учеба ему давалась легко. И вскоре К «школьному послушанию» добавилось послушание церковное. В девятилетнем возрасте он начинает прислуживать в алтаре Архангело-Михайловского храма своего родного села. Там же, благодаря стараниям настоятеля, отца Сильвестра, Виктор научился читать и писать на церковно-славянском языке. В 1954 г. молодой человек поступает в Одесскую духовную семинарию (ОДС).
в 1958 г. он зачисляется в Ленинградскую духовную академию. В 1962 г. Виктор Сабодан завершает четырехлетний курс обучения в Академии и за работу по догматическому богословию «Христос Спаситель - Начальник мира» удостаивается звания «кандидат богословия».
Митрополит Владимир Сабодан
Некоторое время он преподает в ОДС, а также занимает должность секретаря Одесского епархиального управления. 14 июня 1962 г. митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик) рукополагает Виктора Сабодана в сан диакона, 15 июня - в сан иерея, а 26 августа отец Виктор принимает монашеский постриг в Свято-Успенском мужском монастыре города Одессы с наречением имени в честь святого равноапостольного князя Владимира. Интересно, что его восприемником при постриге становится преподобный Кукша Одесский, канонизированный Украинской Православной Церковью.
 
В 1965 г. отец Владимир завершает свое обучение в аспирантуре при Московской Духовной академии, становится ректором Одесской духовной семинарии, возводится в сан архимандрита. А через год его назначают заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
23 июня 1966 г. архимандрит Владимир избирается епископом Звенигородским, викарием Московской епархии с поручением выполнять обязанности представителя Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей.
9 июля того же года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Владимир возводится в сан епископ. Хиротонию возглавляют митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов). В 1968 г. епископа Владимира переводят в Переяслав-Хмельникое викариатство Киевской епархии.
С 20 марта 1969 г. он становится епископом Черниговским и Нежинским, временно руководя Сумской епархией. На протяжении 1970-1973 гг. епископ Владимир состоит в должности ответственного редактора в журнале «Православный вестник».
18 апреля 1973 года его назначают на новое ответственное послушание - он становится ректором Московской Духовной академии и семинарии. В том же году он возводится в сан архиепископа. Административный труд владыка сопрягает с научной деятельностью. В течение 6 лет архиепископ Владимир пишет магистерскую диссертацию на тему: «Экклезиология в отечественном богословии», которую благополучно защищает в Академии в 1979 г. В период с 1981 по 1988 гг. активно работает в рамках Комиссии по подготовке и про ведению празднования тысячелетия Крещения Руси.
 
Митрополит Владимир Сабодан служение в Ростовском кафедральном соборе
Фото из книги "Под омофором Пресвятой Богородицы"
 
По воспоминаниям его соратников, митрополит Владимир был человеком тонкого эстетического вкуса. Он чувствовал истинную богоданную красоту и видел ее в простоте и естественности. Несмотря на свой высокий церковный пост, владыка никогда не гнушался своим происхождением и был даже горд тем, что он выходец из крестьянской среды.
 
Протоиерей Олег Добринский, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Новочеркасска:
 
«Митрополит Владимир был образцом честности, прямоты и нелицемерия. Хотя он и воспитывал строгим яичным примером, но в то же время всегда был добрым, искренним и открытым со всеми. Основным его качеством была какая-то неподдельная «настоящность». Он никогда ни во что не играл. Никогда не врал и очень любил людей. Владыка был глубокомысленным человеком, можно даже сказать, созерцательной личностью, нацеленной на благоустройство внутреннего мира. И в этом было какое-то величие и благородство. Но его величие всегда шло рядом с его, можно сказать, гордостью о крестьянских корнях».
 
В его доме всегда звучали народные песни. Он очень любил петь и имел уникальный музыкальный слух. В домашней обстановке митрополит старался всегда все делать сам. Очень любил цветы, особенно розы. Часами мог заниматься своим любимым делом - ухаживать, подрезать и обрабатывать палисадник. эта любовь к природе чувствуется и в его стихах, которые единожды были опубликованы при его жизни, но вскоре весь тираж был уничтожен по желанию автора.
 
Он всегда скрывал, что пишет стихи.
 
«Цветы, цветы... Зачем им жить под крышей?
Им не цвести за стенами квартир.
Хочу, чтоб этот тихий стон услышав,
Мы не лишали красоты наш мир...»
 
Митрополит Владимир Сабодан
Страница из поэтического сборника Владимира Сабодана "Доброму человеку на память", Киев, 2014 год.
 
Но, кроме ухода за цветами и стихосложения, не менее важным увлечением для владыки была рыбалка.
 
Протоиерей Даниил Азизов, настоятель Старо-Покровского храма г. Ростова-на-Дону:
 
«Будучи иподиаконом владыки Владимира, как-то раз я получил благословение стать дежурным в архиерейской резиденции. По отношению к митрополиту Владимиру я испытывал одновременно как восхищение, так и робость. Бывало, что и терялся: что и как я должен ответить.
И вот утром, работая в смене дежурным, я увидел владыку с удочкой. Встретившись со мной взглядом и улыбнувшись, он спросил у меня: «Ну что, Даниил, какая сегодня будет погода?». На что я, опешив, почти автоматически ответил:
«Как благословите, владыка». Владыка с удивлением посмотрел на меня, улыбнулся этому конфузу, сел в машину и уехал. Больше он меня о погоде не спрашивал. Правда, и робость с течением времени исчезла».
 
А в 1982 году происходит событие, столь памятное для всех ростовчан. 16 июля архиепископ Владимир возводится в сан митрополита и становится во главе Ростовской и Новочеркасской епархии - с этого момента начинается его пребывание на Донской земле.
 
Ростовская и Новочеркасская епархия была не самым завидным местом. Отношения Церкви и государства были здесь совсем не добросердечными. На кафедре митрополит Владимир сменил архиепископа Иоасафа (Овсянникова), который немало претерпел от произвола власти. Вот как сам митрополит Владимир вспоминал этот период своей жизни:
«Там не клеились отношения между уполномоченными и епископом. Посылали туда всяких архиереев, они очень быстро оттуда должны были уехать. Наконец, послали старенького, действительно святого человека, архиепископа Иоасафа, ... которому ничего не дали делать. Так его вызвал уполномоченный и сказал: «Не идите сегодня в собор, нечего там собирать людей. Я тут выкопал из ваших же книг, что освящение воды не полагается на этот день, поэтому не смейте этого делать в соборе». Владыка смирялся. Так, бедный, и умер от сердечного приступа в алтаре во время богослужения».
Но с приходом митрополита Владимира отношения изменились. Владыка был, говоря современным языком, отличным администратором и руководителем. Он начинает тонкую политику вовлечения Церкви в орбиту мирового христианства, что не позволяло советским партаппаратчикам так просто ее задушить. Владыка привозит на Дон западных архиереев, принимает различные иностранные делегации.
 
Митрополит Владимир Сабодан
1988 год. Представитель музея "Московский Кремль" и митрополит Ростовский Владимир (Сабодан) подписывают акт передачи православных реликвий в собственность РПЦ.
 
12-19 июля 1982 г. участвует в заседании Смешанной англикано-православной комиссии в Кентербери (Великобритания). В 1983 г. (23-29 мая) на острове Кипр принимает участие во Второй встрече Смешанной богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу. С 12 по 26 июля 1984 г. возглавляет делегацию Московского Патриархата при поездке в США С 1985 по 1986 гг. владыка совершает официальные поездки с делегациями во Францию, Бельгию, Англию и Швейцарию. Благодаря этому чиновникам пришлось с уважением и осторожностью относиться к митрополиту и жизни его епархии, а ему, в свою очередь, удавалось делать то, что в то время казалось невозможным. Этим процессам прямо содействовал выработанный между донской властью и Церковью пиетет. И уже во времена перестройки, как вспоминает отец Олег, «процесс удушения петлей сменился на процесс удушения объятиями».
 
Митрополит Владимир Сабодан служение в Ростовском кафедральном соборе
Фото из книги "Под омофором Пресвятой Богородицы"
 
 
В 1988 г. М.С. Горбачев встречается с иерархами Церкви. История принимает новый оборот.
В Ростовскую и Новочеркасскую епархию приезжают представители Римско-Католической и Германской Евангелической церквей. Происходит обмен неофициальными визитами. Неумолимо росла и роль Донского архиерея. О митрополите Владимире в то время тепло отзывались такие значимые люди, как И.А. Бондаренко и Ю.Б. Погребщиков, который, кстати, будучи мэром Ростова-на-Дону с 1991 по 1993 гг., первым принял решение освятить Городскую Администрацию. За 10 лет своего пребывания на кафедре Ростовской и Новочеркасской епархии митрополит Владимир прочно вошел в историю этого региона.
 
Огромную любовь и почитание паствы владыка заслужил также благодаря своим великолепным проповедям, послушать которые съезжались люди не только из разных городов области, но и из различных регионов страны. Его проповедь обладала магическим, завораживающим свойством. Верующие со всех концов Советского Союза съезжались к нему на службу.
 
Протоиерей Олег Добринский, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Новочеркасска:
 
«Проповедовал уникально. Лаконично, четко и ярко. Всегда после чтения Евангелия. Апостольская традиция. Надо сказать, что ростовские прихожане в то время были почтенного возраста, родившиеся в конце XIX и начале XX столетий. Многое ведали, многих слышали. И вот именно эти люди, помолясь за ранней Литургией, оставались на позднюю для того, чтобы услышать голос архипастыря. Владыка проповедовал совершенно доступным языком. у блаженного Августина есть слова, которые можно полностью отнести к его проповеди: «Пусть лучше нас порицают риторы, чем не понимает народ».
 
При этом владыка Владимир не был каким-то «харизматом» или человеком, который мог с полуоборота без подготовки говорить обо всем и всем. Ведь часто у таких людей слов больше чем смысла. Митрополит же каждое свое слово внимательно заранее продумывал, каждый пример пропускал через опыт своей жизни, да и личное знание святоотеческого наследия играло большую роль в том, что он говорил, как архиерей и пастырь. И когда звучал его голос, когда он делился со своей паствой тем, что легло ему на сердце, казалось, ничто не могло потревожить и прервать эту беседу отца и детей.
 
Протоиерей Даниил Азизов, настоятель Старо-Покровского храма г. Ростова-на-Дону:
 
«Отдельно хочется сказать о гомилетических способностях митрополита. Говорят, что можно бесконечно смотреть, как горит огонь и как течет вода. Здесь я бы добавил: как проповедовал владыка Владимир. Возможно, в силу возраста и неимения даже элементарных знаний, мне не открывалась вся глубина его речи, но, повторяю, для меня важно было на него просто смотреть и слушать. Одна из книг воспоминаний, посвященная митрополиту Никодиму (Ротову), называется «Человек Церкви». Без сомнения, митрополиту Владимиру можно усвоить такое же определение, назвав человеком Церкви. Человеком, сумевшим повлиять на молодых людей, пришедших в Церковь и впоследствии пополнивших ряды архипастырей и пастырей. В моей жизни этот человек оставил значительный след, который определил мой выбор. Наша Церковь потеряла этого уникального человека, вошедшего в ее историю. Меня же коснулась эта утрата еще и потому, что Блаженнейший владыка - это часть моей юности».
 
Именно митрополит Владимир в 1988 г. принимает решение о начале реконструкции внутреннего убранства Кафедрального собора в г. Ростове-на-Дону. Владыка всегда был ведом Господом и никогда никого и ничего не боялся, о чем свидетельствует следующий эпизод.
 
Протоиерей Петр Юркин, настоятель Свято- Никольского храма г. Зернограда:
 
«По благословению владыки были подготовлены документы для моего рукоположения во диаконы. Но уполномоченный по делам религии, прочитав мое досье, решил, что я не достоин рукоположения, так как не был в рядах ни пионеров, ни комсомольцев. Сейчас это, конечно, звучит абсурдно, но это был факт. Если уполномоченный был против - не каждый рискнет идти против воли этого всемогущего советского аппаратчика. Но митрополита Владимира это не испугало, и 26 ноября 1988 г. я был рукоположен в сан диакона. Владыка был очень внимательным человеком и уважительно относился ко всем, кто был им рукоположен - и к диаконам, и к священникам».
 
Многие священники Донской митрополии в свое время были рукоположены именно митрополитом Владимиром. Достаточно большое количество епископов и священников учились у него, заимствовали положительные качества и питались той священной мудростью и великолепной естественностью, которые излучал митрополит Владимир. А еще владыка обладал удивительным качеством - он не только помнил обо всех, но и знал, кому что необходимо и в меру своих сил всегда помогал пастве.
 
Протоиерей Олег Добринский, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Новочеркасска:
 
«Обычно, когда заканчивался рабочий день в Епархиальном управлении, а митрополит принимал всех - священников, церковнослужителей, мирян, - он вызывал меня к себе, вручал книги, деньги и список адресов: «Пойдешь на Главпочтампт и разошлешь. Здесь Минеи для открывшегдся храма, здесь деньги вдове протоиерея, здесь помощь открывшемуся приходу...»
 
В 1992 г. подходит к концу 10-летняя пора пребывания митрополита Владимира на Донской земле, где его очень полюбили и где он стал неотъемлемой составляющей духовной жизни епархии. 27 мая 1992 г. Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви владыку Владимира избирают митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви. Этот крест он нес долгих 24 года. Скончался Блаженнейший владыка 5 июля 2014 г. в 5:50 утра. Ему шел 79-й год.
 
Митрополит Владимир Сабодан
 
Среди множества проповедей, сказанных митрополитом, есть одно слово, которое многими воспринимается как его духовное завещание:
«Созидайте мир и покой в своей душе и в своем доме. Избегайте искушений и соблазнов, не сребролюбствуйте, но обогащайтесь дарами духовными и назидайте ими семью вашу. Помните, что только тогда, когда в душе вашей и в семье у вас воссияют истинно христианские добродетели и дела, озаренные Его светом, вы сможете быть наставником и примером для других».
 
Митрополит Владимир Сабодан
 
Вечная память приснопоминаемому митрополиту Владимиру, который всех любил и от всех был любимым.
 
Автор: Владислав Городецкий.
Публикация: «Вестник Донской Митрополии» № 9, 2014 г.  
 
Рекомендуем: 
Нет
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 2677



Комментарии:

Спаси Господи ! Полезнейшая статья !!Огромная БЛАГО ДАРНОСТЬ !

О таких ростовчанах надо рассказывать везде и всюду ! Начиная со школы ! Какой яркий пример для пдражания и детям и взрослым! Пример служения ГОСПОДУ и людям ! 

Вечная память приснопоминаемому митрополиту Владимиру, который всех любил и от всех был любимым.

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail