Николай Дик. Родные звуки Приазовья…
А
А
А
- Лихие казаки
-
У Дона-батюшки реки
- живут лихие казаки,
- не мыслят жизни без любви
- и ярких песен.
- И лишь лихому казаку
- любая трудность по плечу
- и счастья таинства секрет
- давно известен!
- Проходит время, но опять
- над Доном-батюшкой звучат
- все те же старые и добрые мотивы.
- Пока прекрасных дончаков
- седлает слава казаков,
- Россия-матушка моя несокрушима!
- ***
- Дикое поле
- Как будто бы в детство,
- на дикое поле
- у берега Дона
- один выхожу
- и запахом нежным
- ковыльного моря
- опять, как и прежде,
- всей грудью дышу.
- Пытаюсь напиться
- нектаром свободы,
- полетом шмелей
- и цветением трав,
- и вновь насладиться
- дарами природы,
- понять хоть на миг
- их особенный нрав.
- Ни с чем несравнимо
- донское раздолье,
- красоты лиманов
- и ериков гладь.
- И лучше казачьего
- дикого поля
- местечка степного
- в Руси не сыскать.
- ***
- Южное Приазовье
- Ах, бескрайнее приволье,
- степь донская, хутора,
- да курганы Приазовья
- и святые купола.
- Помнят древние курганы,
- как когда-то неспроста
- до Китая через Тану
- путь-дорожка пролегла.
- И походами в низовье
- зарождалась на века
- под Азовом, в Приазовье,
- слава юного Петра.
- Нынче лучшего застолья
- под уху из чебака,
- чем на Юге Приазовья
- не найти, наверняка.
- Это вечное раздолье,
- край казачьих хуторов
- и лиманов Приазовья –
- вечный рай для дончаков.
- ***
- Задонье
- В устье Дона, на приволье,
- Средь ракит и ивняка
- Дремлет тихое Задонье –
- Рай донского казака.
- Под зелеными ветвями
- Затерялись хуторки
- С рыболовными сетями,
- Скакунами во степи.
- Православными церквями,
- Славой прошлой казаков
- И речными каюками
- У песчаных берегов.
- Уголок Руси престольной,
- Седина былых веков,
- Дремлет тихое Задонье –
- Рай азовских казаков.
- ***
-
- Казачья раздольная
- У Задонского лимана,
- Где ночует Дон – река,
- Чернобровая Оксана
- Полонила казака.
- Не могет казак Оксанке
- Свои чувства приоткрыть,
- И решил тогда таранькой
- Сердце девки подкупить.
- Наловил казак тарани,
- Любо - дело молодца,
- На крыльцо своей Оксане
- Приволок их с утреца.
- Усмехается казачка
- И пытает рыбака:
- - За кого идти, задачка –
- За уху, аль казака?
- Через месяц наслаждался
- Хутор славною ухой,
- А казак всем похвалялся
- женкой дюже озорной.
- ***
- Донская сторона
- Разухабилось раздолье
- над курганами в степи…
- Эх, Азовского приморья
- и за месяц не пройти!
- От истока и до устья
- Дона – батюшки реки
- и за месяц без попутной,
- хоть старайся – не пройти.
- А леса у нас в верховье -
- от красот бросает в дрожь!
- Да, подобного приволья
- в целом мире не найдешь!
- А рыбалка? Кто поспорит?!
- Без донского чебака
- на любом у нас подворье
- не обходится уха.
- От Раздоров к Приазовью
- всюду чудо – хутора…
- Нет прекраснее приволья,
- чем Донская сторона!
- ***
- Николай Дик, г. Азов
Количество просмотров: 4096
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
пн, 20/02/2017 - 01:05
Николай Дик писал:
пн, 20/02/2017 - 01:45
Вряд ли для "казачек" уместна жесткая фиксация.
"А жениться тебе, батюшка, предлежит на казачке нашей, незамужней девушке. У нас приглядистые девчата есть и с понятием."
(В.Я. Шишков, "Емельян Пугачев")
пн, 20/02/2017 - 08:14
И здесь... дискуссия о стилистике, а не о качестве поэзии... Не кажется ли вам, "Аналитик", что это уже излишне и навязчиво? Сайт превращается в критиканство из информационно-аналитического и культурно-исторического...
пн, 20/02/2017 - 14:15
А куда же мой последний пост исчез?
Чего в нём такого крамольного нашли?
Ну, назвал Шишкова тверским мужиком, не владеющим казачьей речью и неверно воспроизводящим её...
Так ведь это так и есть!
Никакими девушками казаки казачьих девок никогда не называли: могли ещё назвать казачью девку девицей.
Но только не девушкой: казаки и слова-то такого не знали!
пн, 20/02/2017 - 14:17
Шишковская девушка-казачка -- затравка. ™)
На самом деле, именование казачьх (незамужних) девушек казачками встречается и у казачьих авторов, П. Краснова, С. Аусского, и в ряде других источников, заслуживающих внимания; есть оно и в современных журналах казачьей ориентации, представленных в и-нете. (Сам я в этом вопросе мало осведомлен, ориентируюсь только на свою файловую базу.)
пн, 20/02/2017 - 14:52
Отец П.Н. Краснова - Николай Иванович - поступил в Николаевскую академию Генерального штаба, которую окончил в 1958 году. После чего его дальнейшая служба была связана с Петербургом, где он занимал пост начальника межевого и статистического отделов Главного управления иррегулярных (казачьих) войск Генерального штаба. Там же проживала и семья Красновых, в которой было трое сыновей.
Так что П.Н. Краснов до 1918 года на Дону не жил: он учился в столице, затем служил в различных местах империи. А на Дону оказался лишь после Октябрьской революции: в начале 1918 года, укрываясь от Советской власти, которая освободила казачьего генерала из-под ареста под его честное и благородное слово не вести с нею борьбы.
пн, 20/02/2017 - 15:16
Если существовал какой-то казачий "устав" типа Домостроя, регулировавший принципы лексического самопределения, самоидентификации казаков и казачек -- на него, очевидно, рано или поздно будет приведена соответствующая ссылка. А пока таковой мы не располагаем -- предлагается исходить из того, что казаки были всякими и разными, соответственно, всякой и разной была и казачья речь.
Кроме того, кому как не казакам была близка общенародная пословица "Жить по уставам тяжело суставам!" ™)
пн, 20/02/2017 - 17:48
Кто и что окончил в 1958 году? Не понял!
пн, 20/02/2017 - 20:21
А мы снимаем в таких случаях очки, как хармсовский Семен Семенович (и кулак мужика нам больше не виден)... ™)
пн, 20/02/2017 - 15:54
Да путаница с казачьими девками, девушками и девицами - это всё же зло "не столь большой руки" по сравнению с тем, что казаки-донцы почему-то именуются здесь ... ДОНЧАКАМИ
(что означает "конь донской породы").
пн, 20/02/2017 - 16:21
А можно как-то отвести отдельную страничку для споров и дискуссий, "сбора мусора" и издёвок?
Не знаю как остальным, а мне становится скучно на этом сайте... Под любой записью - одни споры и доказательства своей правоты... Для этого Александром открывался сайт?
Да уж...
пн, 20/02/2017 - 17:39
"А можно как-то отвести отдельную страничку для споров и дискуссий...?"
Извините, но я с Вами НЕ соглашусь.
"Ростовский словарь" -- не словарь в полном смысле этого слова, а организованный в алфавитном порядке корпус статей, открытых для свободного публичного обсуждения, ограничиваемого только законами России и некоторыми относительно общепринятыми нормами морального свойства.
Это что касается содержательной стороны. А со стороны организационной, наверно, можно представить себе формат статей, публикуемых в "закрытом" режиме, без возможности их последующего обсуждения. Но такая подача материала требует внимательной и серьезной премодерации, на что вряд ли пойдет Администрация Ростовского словаря. Оно ей надо?! ™)
вт, 21/02/2017 - 07:59
Спасибо adada-inn за высказаное мнение. Действительно, Ростовский Словарь открытая площадка. За несколько лет я могу припомнить лишь пару случаев модерирования. Все свежие комментарии появляются в левом верхнем углу. Они ведут к разным постам, коих уже многие сотни. Есть возможность отследить историю всех комментариев, чтобы вытащить наверх и продолжить старую дискуссию. Модераторы - несколько человек из числа постоянных авторов.
Не соглашусь только с фразой "Оно ей надо?!". Если есть идеи, как сделать офомление, структуру Словаря лучше, красивее, удобней, высказывайте, обсудим. Технари, к примеру, говорят, что пора движок на сайте менять. Постоянная небольшая модернизация просто необходима: ab actu ad potentiam. Как говорили мудрые латиняне, мечтать не вредно)))
Отправить комментарий
Войти в словарь