Ночной пожар унёс жизнь историка-краеведа (гибель Дмитрия Ленивова)
Знакомые погибшего говорят о криминальной подоплеке трагедии
В ночь на 26 февраля 2018 г. при пожаре в доме на улице Обильной (Первомайский район) погиб 57-летний Дмитрий Геннадьевич Ленивов - известный ростовский и донской краевед, руководитель исторического общества «Донской сокол».
Дмитрий Ленивов - потомок старинного казачьего рода из станицы Синявской. Его родственники есть среди русской эмиграции в разных странах мира. Среди казачьего зарубежья очень известно имя родного дяди ростовчанина - Александра Константиновича Ленивова, автора культовых книг «Под казачьим знаменем» и «Донской казачий словарь-лексикон».
Отец - Геннадий Константинович Ленивов - был бойцом Ростовского полка народного ополчения, участвовал в боях за Ростов летом 1942 года, и оставил яркие воспоминания об этих событиях.
Дед - Константин Ленивов - в 1912 году основал в Новочеркасске общество «Донской сокол» - одно из первых, объединивших любителей истории казачества. В 2008 году, в память о своем прадеде, Дмитрий Геннадьевич возродил «Донской сокол» в Ростове-на-Дону.
Дмитрий Ленивов много работал в архивах, причем не только в Ростовской области. Выезжал на Кубань, в Крым, искал документы в столичных архивах, переписывался с потомками эмигрировавших казаков за рубежом. Предметом его исследований было происхождение казачества как народа, и его роль в истории России.
За годы исследовательской работы Дмитрий собрал большой архив об истории донского казачества. Возникла необходимость где-то его разместить, чтобы вести просветительскую и общественную деятельность. Так Ленивов начал строить большой дом с часовней на своем частном подворье недалеко от Ростовского моря. Он планировал разместить там культурно-исторический центр казаков России и зарубежья, куда входили бы музей, библиотека, воскресная школа и домашняя часовня.
Ленивова нельзя было отнести к числу богатых людей, тем не менее он, при помощи друзей и единомышленников, взялся за этот смелый проект. Необычным является даже не то, что большой дом Дмитрий строил своими руками практически в одиночку (ему помогал друг, казак Георгий Якушанов). Двухэтажное здание возведено по необычной технологии, из сборных модулей.
В строительстве приняли участие казаки станицы имени атамана А.М. Каледина (Монреаль, Канада). Свои личные средства на строительство центра присылали товарищ станичного атамана Владимир Болдырев и казачка этой же станицы Вера Москаль. Смелый замысел воплощен в жизнь полностью, несмотря на скудность денежных средств и рабочих рук. Центр получил имя Николая Попова - донского священника, зверски убитого большевиками в 1919 году и канонизированного в наши дни.
Как верующий человек, Дмитрий Ленивов говорил, что построил большой дом с Божией помощью...
На втором этаже дома Ленивов развесил иконы. Их было очень много: больше двух десятков. Старинные, казачьи, намоленные, родовые, в ценных окладах.
Здесь хранились другие ценности: старые книги, ордена и медали, предметы казачьей утвари - от самоваров до колыбелей и прялок. Что-то Дмитрий собирал во время своих поездок по отдаленным хуторам и станицам, что-то передавали ему на хранение казаки, приезжавшие из-за рубежа на Всемирные казачьи конгрессы, которые регулярно проводятся в Новочеркасске.
Все это наверняка стоило больших денег. Однако о цене уникальных реликвий Дмитрий Геннадьевич ни разу не задумывался. Как для настоящего историка, каждый предмет был для него свидетельством прошлого. И каждый должен был занять определенное место в экспозиции, которую Ленивов задумал создать в казачьем центре.
Но этому не было суждено сбыться. В ночь на 26 февраля двухэтажный дом вдруг вспыхнул ярким пламенем. На пепелище нашли только несколько человеческих костей. По всей видимости, это останки Дмитрия, поскольку он жил один.
Хранившаяся в доме дорогая коллекция антиквариата стала поводом для слухов, которые распространились сразу после пожара. Окрестности Ростовского моря считаются криминогенным районом. Полиция расположена далеко, патрульные машины в частный сектор заезжают очень редко. А подозрительных личностей, которые ищут, чем бы поживится на садоводческих участках - хоть отбавляй. Поэтому многие, знавшие краеведа, сейчас задаются вопросом: не был ли причиной пожара умышленный поджог, чтобы скрыть следы преступления?
Эти фотоснимки сделаны 27 февраля, около 17 часов на пепелище казачьего музея, построенного Дмитрием Ленивовым. Мороз. Под ногами ледянка от воды, налитой пожарными. Ветер раздувает ещё тлеющие головешки, пожарище окутано едким дымом. Вокруг ни души.
Мне было не по себе от мысли, что где-то под слоем углей сейчас лежат останки бедного Димы, моего товарища. Тем не менее я внимательно осматривал место, желая проверить версию грабежа, убийства и умышленного поджога, чтобы скрыть следы преступления. Знаете, что я искал? Хотя бы одну "блестяшку"! Ведь хранились в доме многочисленные предметы из ценных металлов. Самовары, медали, металлические оклады икон... Раз за разом срабатывала вспышка фотокамеры, я надеялся, хоть что-то блеснёт среди чёрных углей, чтобы опровергнуть мои сомнения. Металла было много: какие-то полки, диванные пружины, искореженный газовый котёл... Но - всё было чёрное - НИ ОДНОЙ "блестяшки"! Значит ли это, что всё собрание антиквариата вывезли под покровом темноты, а дом подожгли?
Единственными обитателями пепелища оказались осиротевшие коты.
Пока что идет расследование причин возгорания, свои выводы должны сделать правоохранительные органы. Но человеческую жизнь уже не вернуть. Как и не воплотить тех замыслов, что не успел завершить историк-краевед Дмитрий Геннадьевич Ленивов.
Текст, фото - Александр ОЛЕНЕВ.
Публикация - газета "Вечерний Ростов", 28 февраля 2018 года.
Количество просмотров: 5346
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии