Охота на волков с вертолёта (почти по-Высоцкому)
А
А
А
- Еще в начале 2000-х годов вертолетчики Ростовского аэроклуба летали в калмыцкие степи - на отстрел волков с воздуха. Этот очерк, написанный в те времена, посвящается Владимиру Матюшову, вертолетчику от Бога, асу воздушной охоты. Не знаю, всех ли своих волков ты перестрелял, но жестокая романтика этой охоты наверняка залегла в твою душу на всю жизнь...
- Словно бритва, рассвет полоснул по глазам,
- Отворились курки, как волшебный сезам,
- Появились стрелки, на помине легки,
- И взлетели стрекозы с протухшей реки,
- И потеха пошла - в две руки, в две руки!
- Мы легли на живот и убрали клыки…
- Песня Владимира Высоцкого «Конец охоты на волков» записана на диск, который Владимир Матюшов постоянно хранит в своей машине. Его он ставит, когда отправляется в очередную командировку в Калмыкию. Как правило, это поздняя осень или зима: именно тогда волков легче всего выследить в степи. Матюшов старается добраться засветло до небольшого аэродрома посреди бескрайней степи, где стоит его верный вертолет Ми-2: небольшой, но верткий, как настоящая стрекоза. Следующие сутки, как правило, уходят на подготовку винтокрылой машины к полету. На третьи сутки начинается охота. Вертолет взмывает вверх, и на 50-метровой высоте летит туда, где по наблюдениям егерей имеются скопления волков.
- Ростовский аэроклуб по договору с департаментом охотничьих ресурсов правительства республики Калмыкия производил охрану и учет сайгаков. В это понятие входит выявление с воздуха и задержание браконьеров, а также и отстрел волков.
- Проблема в следующем. Национальное природное достояние Калмыкии - степные сайгаки, которые составляют основную пищевую базу волков. В неволе, те волки, что содержатся в зоопарках, съедают 72 бараньих туши в год. На воле, когда волк себя ничем не ограничивает, он может съесть гораздо больше.
- Помимо сайгаков, волки представляют серьезную угрозу овцеводству, и вообще животноводству республики. Ворвавшись в стадо овец, волк начинает резать всех подряд, даже если он сыт - ради «спортивного» интереса. То же самое делает волчица, когда обучает молодняк навыкам охоты. Случается, что пара волков вырезает целую отару овец, а уносят с собой всего одно животное.
- Поголовье сайгаков резко уменьшилось с 1999 года по 2005-й: с 320 тысяч до 25-30 тысяч особей - более чем в десять раз! Специалисты называют тому разные причины: ухудшение климатических условий, браконьерство, и даже боевые действия на Кавказе, куда кочуют сайгачьи стада. Но главная причина - это все-таки волки.
- Каждая волчица приносит от 7 до 12 волчат в год. Они быстро вырастают, им нужно мясо. И если не регулировать численность волков, калмыцкому животноводству придется совсем туго, а о сайгаках вообще можно будет забыть. Между прочим, сайгаки - ровесники мамонта. И не дать им исчезнуть с лица земли - задача человека. Проводимые мероприятия позволяют удержать численность волков на уровне 500-600 особей на всей территории республики.
-
- В год ростовчане отстреливают в Калмыкии от 150 до 350 волков. Волки в Калмыкии - что надо: попадаются матерые экземпляры до 80 килограммов. Расцветка тоже самая разная: и классическая серая, и коричневая, с подпалинами, и желтая - у тех волков, которые предпочитают обитать в камышах. Характер у них - волчий, и за жизнь свою они цепляются зубами. В последнее время, правда, матерые экземпляры встречаются все реже: сказываются результаты охоты. Но много молодняка до трех лет, который не менее опасен и прожорлив, чем старики.
- Охота с вертолета наиболее эффективна: на автомобиле, тем паче пешком, не слишком погоняешься за серыми хищниками по степным буеракам. Но даже при охоте с воздуха и пилоту, и стрелкам надо обладать изрядной сноровкой: с каждым годом волки становятся все умнее. С приближением вертолета стая рассыпается по степи. Пара минут - и волки бесследно исчезают: умело прячутся, используя каждую складку местности. Поэтому многое зависит от слаженности летчика и стрелков: за полторы-две минуты необходимо подстрелить максимальное количество хищников.
- - Лично я испытываю уважение к противнику, - признался Владимир Матюшов.- Это умное, сильное, бесстрашное животное. Волк всегда борется за жизнь до последнего, никогда не сдается, и никогда не просит пощады.
- Однажды при патрулировании местности охотники заметили, как двое волков осторожно отгоняли от фермы за бархан двух лошадей и ослика. А за барханом добычу в засаде подстерегали еще два волка. Эти прирожденные охотники прекрасно координируют свои действия!
- Если волки задрали ночью животное, к утру остаются только куски шкуры, а от крупного рогатого - лишь череп да копыта.
- Чабаны люто ненавидят волков. Если поймают хищника, могут спустить шкуру живьем. Есть такое поверье: если снять шкуру с живого волка и отпустить его, он долго не проживет, но стая, увидев, какую мученическую смерть принял собрат, надолго покинет места, где он испустил дух.
- Вылетают на охоту с ружьями отечественного производства: ТОЗ-38 или Иж-27. Пулями стреляют редко: очень сложно попасть в цель с трясущегося борта, когда вертолет еще и круто маневрирует. Ружья заряжают самой крупной картечью, калибра 8,5. В каждом патроне - девять увесистых свинцовых горошин. Шансов спастись у выслеженного волка мало, хотя они есть.
- - Многие из волков уже имели дело с вертолетом, - рассказывает Владимир Матюшов. - Их излюбленный трюк - круто развернуться на бегу и нырнуть под брюхо низко летящего вертолета, чтобы попасть недоступную для стрелка "мертвую зону". Ну какое еще животное способно броситься навстречу железной грохочущей машине?..
-
- Чтобы жизнь улыбалась волкам - не слыхал, -
- Зря мы любим ее, однолюбы.
- Вот у смерти - красивый широкий оскал
- И здоровые, крепкие зубы.
- Улыбнемся же волчьей ухмылкой врагу -
- Псам еще не намылены холки!
- Но - на татуированном кровью снегу
- Наша роспись: мы больше не волки!
- Волки действительно не сдаются до последнего. Они вполне способны из последних сил броситься на охотника, который подходит, чтобы добить свою добычу. На каждой охоте происходят такие случаи.
- Вот рассказ одного из охотников, который дает представление, с чем приходится сталкиваться:
- «Зависнув над болотом, мы увидели хищников. Волк, почуяв опасность, буквально придавил волчицу, почти слившись с почвой. После первых выстрелов волк остался лежать, а волчица бросилась в тальниковые заросли.
- Мы решили подобрать волка. Когда вертолет завис над хищником на высоте одного метра, я приготовился выпрыгнуть, чтобы забросить зверя в машину. Волк лежал без движения. Но стоило мне выставить на металлическую подножку вертолета ногу, как хищник молниеносно вскочил и буквально в одном сантиметре от резинового сапога сомкнул челюсти.
- Моментально отдернув ногу, я буквально свалился внутрь вертолета. Не разжимая челюстей, волк держался за подножку, стрелять в него в такой ситуации было опасно. Мы подняли вертолет на высоту 100 метров. Силы в конце концов покинули зверя, и он, разомкнув челюсти, рухнул вниз»…
-
- Сколько волков отстрелял за эти годы Владимир Матюшов, он не считает. Счет давно перевалил за тысячу. И к своей работе относится как настоящий профи: без излишних эмоций и переживаний. Вот только, отправляясь в очередной раз в Калмыкию, Матюшов обязательно ставит диск с песнями своего тезки, Владимира Высоцкого, который тоже знал толк в воздушной охоте:
- Мы ползли, по-собачьи хвосты подобрав,
- К небесам удивлённые морды задрав:
- Или с неба возмездье на нас пролилось,
- Или света конец - и в мозгах перекос,
- Только били нас в рост из железных стрекоз!..
- Александр ОЛЕНЕВ.
Количество просмотров: 9181
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии