Памяти Владимира Короленко (писатель на Дону)
1. Короленко на Дону
«Город красивый и даже симпатичный. После тихих картин Дона как-то странно очутиться вдруг среди такого оживления. Масса самых разнообразных судов, прекрасные морские шхуны, баржи, целый лес мачт. У пристаней, вдоль реки, двигаются по рельсам вагоны, черные от угля. Но всего интереснее - толпа на улицах, живая, бойкая...»
Так писал Владимир Галактионович в письме жене из нашего города 29 августа 1889 года. Как известно, Короленко обычно вел дневник, занося в него все, что считал примечательным, но почему-то нарушил свое правило во время нескольких дней пути из села Мариинского под Саратовом, где отдыхала семья, в Крым на лечение. Путешествие шло по Дону до Ростова, а отсюда в Крым - по реке и морю. Роль дневника выполнили его почти ежедневные письма жене.
25 августа: «Вот я уже в Калаче. Сижу в каюте донского парохода «Император», слушаю торговые разговоры пассажиров о грузах, о волах, фурах и железной дороге (здесь ведь чумаки тянутся рядом с железной дорогой) и жестоко скучаю...»
Может, это настроение сказывается на том, что сначала Дон его разочаровал: «Дон - «тихий Дон, краса полей», когда после ровной степи с раскиданными по ней кое-где станицами и хуторами вдруг я увидел в окно вагона высокий горный берег, впору хоть Волге, - то получил было довольно лестное представление о реке, которая обладает этими горами. Но когда по прибытии на место носильщик вынес с вокзала на берег Дона к пристани мои вещи - все показалось мне жалкой пародией на Волгу».
Так было в Калаче. Говорили, что отсюда рекою два дня пути до Ростова. Но отмели и перекаты делали свое недоброе дело.
27 августа: «Наш пароход сошел с одной мели и сел на другую. Капитан опять кричит: «Вира, вира!», матросы опять пошли в воду с «сошилом» (заостренный шест, на котором укрепляется канат) и запевают «Дубинушку». Так с колоссальными трудностями пароход добрался наконец до
Цимлянской. Это громадная, красивая станица».
И в личном письме есть странички, которые сделали бы честь любому художественному произведению. Это своеобразное признание в том, что писатель полюбил наш край: «Вечер, луна, легкие облака оседают и тают над лугами, вода, как зеркало, и кучка огней невдалеке на плотах. Привязавшись за корму и за нос к кустам вербы, пароход наш ночует под яром. Ночуют и плоты, и какие-то барки. Разобрать нельзя - что именно, но чего-то много протянулось вдоль сонной реки и стоит неподвижно, только тонкие струйки, как серебряные ниточки, протягиваются и исчезают вдоль каравана. Страсть как хорошо теперь на Дону, и мне вовсе не досадно, что мы стоим на месте, хотя пассажиры и ропщут. Впрочем, - невдалеке опасный перекат...».
Многое подсмотрел зоркий взгляд художника, а память вызвала из небытия легендарные образы народных заступников Пугачева и Разина. Не мог автор таких произведений, как «Сон Макара», «В дурном обществе», «Слепой музыкант», «Лес шумит», «Чудная», спокойно, тем более равнодушно видеть нелегкую жизнь простого люда даже в этой красоте.
В письмах Короленко мы находим ряд характерных картинок ростовского быта того времени. Биографы писателя сообщают, что «особенно большое впечатление произвел на него порт. Здесь он провел несколько часов, беседовал с рабочими, посетил их жилища, о которых говорил потом, что это были жалкие лачуги, такие же темные и беспросветные, как и сама жизнь их обитателей».
Владимир Галактионович познакомился с достопримечательностями Ростова, посетил редакции местных газет, где его ждало полное разочарование: газеты были серы и бессодержательны. «Хотя здесь издается немало газет, но в сущности нет ни одной», - писал Короленко.
Таким открылся выдающемуся русскому писателю наш город в канун последнего десятилетия XIX века. Многое из увиденного позже вошло в его очерки, рассказы, повести.
Переулок Короленко расположен в Октябрьском районе межу улицами Тоннельной и Кооперативной. Назван в честь выдающегося русского писателя Владимира Галактионовича Короленко.
Б. АГУРЕНКО. Из книги П.И. Негретова « В.Г. Короленко»,1919 год.
Последние дни: Середина декабря 1921 год. Выписка из писем.
Написал последнюю главу 4-го тома «История моего современника»
16 декабря 1921 года
Последнее ходатайство за арестованного (адресованное председателю
губернской Чрезвычайной комиссии).
25 декабря 1921 года
В 22 часа 30 минут Короленко скончался от воспаления легких.
Сын Короленко писал:
Толпа на улице Полтавы все росла и росла в эту морозную ночь, люди уже не сдерживали выражения своего горя и скорби .до самого утра улица оставалась запруженной народом.
Умер прозаик и публицист и человек большого отзывчивого сердца
Владимир Галактионович Короленко.
Основные вехи жизни и творчества В.Г. Короленко.
Родился 15 (27) июля 1853года в семье уездного судьи. Дед писателя был казацкого роду.
Петровская академия, лесное отделение - только первые мечты о
писательстве, встреча с Тимирязевым, которого он позже и с любовью
изобразит в автобиографической повести «С двух сторон».
И его первое произведение - это протестное заявление, составленное
Короленко в знак протеста студентов против притеснений администрации академии.
С этого времени начинается тяжелый восьмилетний период скитаний по тюрьмам и ссылкам с короткими перерывами, в которые В.Г.Короленко пытается возобновить учебу. По подозрениям в революционных связях и по ложным обвинениям его переводят из одной тюрьмы в другую, из одной ссылки в более тяжкую. Первая ссылка в Вологодскую область, затем Кронштадт. Неугодного власти правдолюбца ссылали всё дальше и дальше - Пермь, Тобольск. И в 1881 году после отказа всех заключенных пермской тюрьмы от присяги новому царю НиколаюII Короленко отправляют на три
года в далекую Сибирь, в Якутскую область. (Амга 275 верст от Якутска )
Здесь, невзирая на тяжелейшие бытовые условия и каторжный труд,
Владимир Галактионович не падает духом, своим оптимизмом ободряет и поддерживает окружавших его людей.
Появляются рассказы о Сибири «Соколинец» и «Убивец». Неповторимая природа Сибири, тяжкая жизнь поселенцев в Якутии, отчаявшихся бродяг, своеобразная психология бездомных правдоискателей — все это отображено в его рассказах того времени. Здесь рождаются рассказы «Сон Макара», (С необыкновенным талантом в оригинальном сюжете писатель высветляет Божественную искру души этого человека‚ так что она становится близкой и понятной современному культурному читателю) «Старый звонарь» и «В дурном обществе», сразу же ставшие литературным явлением и принесшие известность их автору. С окончанием срока ссылки В.Г.Короленко поселяется в Нижнем Новгороде.
Возникает его волжский цикл.
Его рассказы житийны‚ исполнены большой любви и сочувствия к простому русскому народу. Его деревенские герои смиренны, часто благодушны и, несмотря на ужасающее невежество, неожиданно остроумны.
Короленко путешествует по притоку Волги Керженцу. В 1890 году посещает Арзамас, Дивеево и Саров. Писатель совершает паломничество с крестным ходом за чудотворной иконой в монастырь в Оранках (в пятидесяти километрах от Нижнего Новгорода), к озеру Светлояр. Вскоре после этого возникает рассказ «За иконой». Автор описывает, как ежегодно к Святому озеру стягиваются сотни паломников — к невидимому граду Китежу — помолиться о его взыскании. Они мечтают о Чуде явления затонувшего града.
Тесное общение с простым народом приводит Короленко к полному
отрицанию идей и методов народников, он понимает всю неорганичность и искусственность «хождений в народ».
Короленко призывает внимательно изучать духовную жизнь деревни, он глубоко верит в недюжинную силу духа простых людей, верит в возможное просвещение народных масс. И потому многие концовки его рассказов оптимистичны.
В 1887 году писатель получает временное разрешение на жительство в Москве, на следующий год он переезжает в Санкт-Петербург, и через пять лет ему разрешают повсеместное проживание в России. В.Г.Короленко активно сотрудничает в центральных газетах и журналах Москвы и Петербурга.
В 1892 году — голод на Волге (без Сталина пока) и Короленко
организует столовые для голодающих и сбор пожертвований. Он
становится Центром этого движения, легендарной личностью. В селениях губернии распространилось о нем предание как о «Короленке-королевиче» который защитит и накормит обиженных и голодных людей.
В 1894 году В.Г.Короленко едет за границу: в Англию, Америку и Францию. Впечатления от этой поездки писатель запечатлел в цикле рассказов, наиболее яркий из которых, «Без языка», был написан в жанре памфлета.
В 1900 году Короленко избирается в почетные академики отдела изящной словесности при Академии наук. Однако вскоре он отказывается от ‘этого звания из—за необъективности комиссии в оценке творчества ряда талантливых писателей-современников (Горького).
В 1900 году В.Г.Короленко переезжает в Полтаву, в которой живет
последние 20 лет своей жизни. Он много пишет, широко печатается в
журналах. Тесная дружба связывает его с такими писателями, как Бунин, Чуковский, Анненский. Частым гостем в его доме был Репин, писавший портрет писателя. Репин считал Короленко образцом скромности и правды. В Ялте Короленко посещает Чехова, в этом же году он знакомится с Л.Н.Толстым.
С усилением революционных волнений и обострением политической
обстановки в России созерцательно-эстетические настроения
художественных произведений Короленко все чаще сменяются
публицистическими очерками, в которых автор всем своим талантом и со всей искренностью стремился предотвратить конфликт и насилие. Он учил любви и примирению, верил в силу правдивого увещевания, в добрые начала, живущие в каждой человеческой душе.
Где бы Короленко ни поселялся, он становился в центре активной работы, направленной на облегчение народных нужд и бедствий. Осудят ли невинных людей, учинят ли погром, доведут ли до «бытового явления» смертные казни - Короленко не может молчать.
Писатель не разделял идей большевиков и принципов пролетарской
диктатуры и считал их демагогической упрощенностью. Он призывал
ставить интересы всего населения выше партийной борьбы. 2 ноября 1917 года он обращается с воззванием «Гражданам членам совета рабочих и солдатских депутатов», в котором писал: «Я заявляю, что не признаю вашей власти, и обращаюсь к вам с братским призывом: остановитесь!.. Не обманывайте же граждан, солдат и народ. Никто, кроме вас, не покушается на свободу в нашем крае. Откажитесь от междоусобия и распада...»
Во время Гражданской войны, живя в Полтаве, он выступал против
«красного» и «белого» террора.
В статье «Торжество победителей» В.Г.Короленко обращается к
Луначарскому: «Вы торжествуете победу, но эта победа гибельна для
победившей с вами части народа, гибельна и для всего русского народа в Целом...», поскольку «власть, основанная на ложной идее, обречена на гибель от собственного произвола» (Русские ведомости, 1917, 3 декабря).
В последние годы жизни Владимир Галактионович не имел возможности печататься, но продолжал дело своей жизни — служение людям и добру. Он основывал колонии для сирот и беспризорных, помогал голодающим.
«История моего современника» - последнее произведение писателя — автобиографические хроники в четырех томах.
В.Г.Короленко показывает становление характера молодого человека с
раннего детства до зрелости, интеллигента, главные черты характера которого — страстные поиски правды жизни, нравственная красота,
сила, воля и активность, любовь к народу. С удивительной психологически точностью писатель выразил раннюю пору своего молодого героя; проходившую под влиянием природы, музыки, народного искусства и веры в Бога.
Владимир Галактионович Короленко прожил сложную, творчески
напряженную, самого высокого нравственного уровня жизнь. Талантливый писатель-беллетрист, бесстрашный ходатай за обездоленных, положивший «жизнь за други своя», на все времена останется образцом гражданственности и жизненного подвига, огромной любви к людям, черпавшим эту любовь из хранимого с детских лет в тайне сердца постоянного живого предстояния пред Богом. Бесстрашно без личных расчетов и соображений делал он то, что считал должным по совести.
3.
Как же отзывались о нем современники? Какие особенности в стиле
писательского письма отличали его от других писателей творивших в то время?
Его связывала творческая дружба с Чеховым. Чехов писал:
«Я чрезвычайно рад, что познакомился с Вами. Говорю я это искренно и от чистого сердца. Во-первых, я глубоко ценю и люблю Ваш талант; он дорог для меня по многим причинам. Во-вторых, мне кажется, что если я и Вы проживем на этом свете еще лет 10 - 20, то нам с Вами в будущем не обойтись без точек общего схода»
Из переписки Чехова с Короленко в 1888 г. мы узнаем, что Чехов "заключил в душе своей союз" с любимым писателем, что Короленко для Чехова был одним из тех немногих современников, которые имеют право на его (Чехова) искренность, что с дружеского совета Короленко Чехов начал писать повесть «Степь".
Чехов о Короленко:
«На его стороне здоровье, трезвость, устойчивость взглядов и ясный,
хороший ум, хотя и не чуждый предубеждений, но зато свободный от
предрассудков. Я тоже не дамся фортуне живой в руки.»
Что касается "предубеждений" Короленко, то Чехов, видимо, имел в виду народнические тенденции во взглядах Короленко.
Проницательный Короленко в противовес многим либеральным критикам, нигилистически или враждебно относившимся к таланту Чехова, видел замечательные человеческие и писательские качества Чехова.
В 1890г.: «О Чехове... я крепко надеюсь на его ум, талант и хорошие стороны его сердца (ведь есть же и такие черты и даже не мало В его рассказах). Все это выведет его на Дорогу, и дурному делу он служить не будет». (Н. И.Гитович. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова-1955, стр. 255.)
Взаимооценки двух молодых писателей оказались пророческими. Оба вошли в "большую" литературу, стали выдающимися представителями русского критического реализма.
Немало Короленко сделал для многих писателей, работая в редакциях
журналов «Северный вестник» и «Русское богатство». Короленко прочитал около пяти тысяч рукописей и многим авторам писал подробные письма с отзывом об их работе.
Короленко многое сделал для Горького.(рассказ «Челкаш>› был написан по совету Короленко), поддерживал писателя—крестьянина Подьячева. Специалисты по истории русской литературы считают, что после И. С. Тургенева именно в творчестве В. Г. Короленко наиболее ярко проявилось глубокое знание народной жизни и тонкое понимание природы... В его художественной прозе природа является неотъемлемым и активным участником сюжета.
Есть мнение специалистов, что поэтика Короленко является следствием влияния якутской ссылки на сознание писателя.
Отмечается, что писателя больше всего интересовала поэтическая сторона верований якутов, и это отразилось в его якутских очерках и рассказах.
Выделяются три сюжетных инварианта в произведениях Короленко:
1)«жизненный путь» («Слепой музыкант», «История моего современника», «Парадокс», «В дурном обществе», «Сон Макара» и др.), 2)«путешествие» («Без языка», «Сказание о Флоре...»(путешествие в прошлое), «Лес шумит», «В пустынных местах»( (в старину), 3)«встреча (случай) в пути» («По пути» (или «Федор Бесприютный»), «Художник Алымов», «В
облачный день» и др.). Основным у Короленко является хронотоп дороги и дорожных встреч и приключений; время является однонаправленным, течение времени постоянно отмечается в тексте; действительность, изображенная у Короленко, всегда исторически и географически конкретна; исключительно важное место в произведениях занимает природа, олицетворяя тот космос, в котором движется человечество; все произведения имеют открытый финал.( НЭ. Бакиров)
Отмечается, что именно в период якутской ссылки Короленко уверовал в свое предназначение писателя и окончательно утвердился в этом мнении.(М.Г. Михайлова)
Одной из вершин творчества Короленко является рассказ
«Ат-даван» - история маленького чиновника, не стерпевшего унижения и поплатившегося пожизненной ссылкой в Сибирь
Суровая природа Якутии, с одной стороны, вызвала восхищение Короленко, с другой стороны, она подавила его своей величественностью и холодностью, враждебностью по отношению к человеку, здесь проживающему и еще это национальный язык, который позволяет проникнуть в субстанцию национального Космо-Психо-Логоса (т.е. Единства местной природы, характера народа и его склада мышления) - и со стороны
своей фонетики, и со стороны грамматической структуры. (Г.Д. Гачевым). Якутской ссылкой была навеяна и тема странничества, бродяжничества.
В стилевой особенности рассказов В.Г. Короленко на первый план выступает цветопись, применение приема антитезы светлого и темного.( Ц.И.Джимшеилишвили)
Надо отметить еще одну грань творчества Короленко замеченное еще
Чеховым - музыкальность фразы ( особенно в рассказе «Соколинец»).
Чехов, называя "Соколинца" "самым выдающимся произведением
последнего времени", считал, что оно написано, как "хорошая музыкальная композиция, по всем тем правилам, которые подсказываются художнику его инстинктом".
К вопросу о музыкальности слова
Короленко из одного письма к Гольцеву в 1887 г.: "Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала в тон, к месту, чтобы в каждой отдельной фразе, по возможности даже взятой отдельно от других, слышалось отражение главного мотива, центральное, так сказать, настроение" ("Русские писатели о литературном труде". Т. 3. 1955)
Музыкально-композиционные принципы в рассказах Короленко ("Яшка", "Соколинец", "Федор Бесприютный", "Лес шумит") являются частью его прозы, привносят яркую особенность в ритмическое своеобразие. Почитайте и вы почувствуете это.
Все это помогало Короленко ярче раскрыть волнующие его человеческие проблемы. В творчестве Короленко 90-х годов зазвучал с новой силой мотив свободы, необходимости защищать человеческое достоинство даже в самых тяжелых, неблагоприятных условиях. Важную роль приобретает проблема человеческого счастья, и появляются сомнения в возможности его достижения. Углубляются по сравнению с 8О-ми годами мотивы неустроенности жизни и конца народного терпения. С этим связано своеобразное «двоемирие» в его произведениях, двуплановость повествования. Противоречие между идеалом и действительностью обусловило резкость границ «двух миров». Заметно осложняется и углубляется идея законности, связанная с фактами вопиющего беззакония.
Нижегородский период жизни - в творчестве Короленко выделяется мотив обиды, чувства стесненности, которые испытывает народ. В связи с этим в народе зреет гнев и чувство протеста, природное добродушие сменяется едва сдерживаемым негодованием. Этот мотив имеет своё начало в рассказе «Сон Макара. (Н.М. Фортунатова).
Жизнь и творчество в Короленко были неразделимы - они были пронизаны нравственной болью. Он всем своим существом, всей силой своей души, беспокойством, неравнодушным словом жил и творил ради правды во имя обездоленных людей.
Любимое изречение: «Делай, что должно и пусть будет что будет».
«Человек — величайшая ценность в мире, какому бы Богу он не поклонялся». Это главная идея творчества и жизни Владимира Галактионовича.
Материал подготовил Анатолий Токарев.
Количество просмотров: 1589
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии