Первые полёты на Дону (самолёт "Фарман" в небе над Ростовом)
А
А
А
- Есть область в деятельности человека, в которой гений его проявил себя с такой яркостью и силой, с таким самопожертвованием и страстью, что невольно подумаешь – летали, летали в древности люди, и наше стремление в небо – это просто попытка разбудить дремлющую память о далеком времени, когда люди были богами…
- х х х
- Из архива З.К. Рыгельского. Маленький стеклянный негатив, чуть тронутый желтизной в левом верхнем углу, и круглый жетон из тонкой раскрашенной жести: на фоне земного шара аппарат, похожий на птицу, едва расправившую крылья, и надпись на крыльях: "Воздушный флот - сила России"...
- Эти два разных по виду предмета, негатив и жетон, иллюстрируют одну и ту же тему - развитие отечественной авиации у самых ее истоков - начала XX века.
- Вначале о негативе. Размер его 9 х 12, снят, по всей видимости, камерой "Берггель". На эмульсионном слое аккуратно проставленная дата: "17 апреля 1911 г.", и место съемки: "г.Ростов". На нижнем крае снимка взволнованная толпа народа -- это видно по энергичным жестам рук и тому единодушию, с каким люди смотрят на странный аппарат, летящий над ними в чистом небе.
- Итак, известны дата и место съемки. Сверяясь со справочником, нетрудно было определить и тип летательного аппарата - "Фарман", один из самых популярных аэропланов в начале ХХ века.
- Полет самолета - событие для того времени исключительное. Страница "Донских ведомостей" за 19 апреля 1911 года. На первой полосе бросающиеся в глаза строки:
- "В воскресенье (то есть 17 апреля) новочеркасская публика увидела наконец настоящий полет на аэроплане. В 4 часа 30 минут пополудни как платная, так и бесплатная публика была на местах и нетерпеливо, с напряжением устремила взор в сторону Ростова, откуда ожидалось появление авиатора Адама Габер-Влынского на аппарате "Фарман..."
- Газеты позволяют уточнить многие детали, предшествовавшие этому событию. В начале апреля биплан "Фарман" был в разобранном виде привезен на ростовский ипподром. Механики собирали его в ангаре. Он был похож на этажерку с густо поставленными между плоскостями распорками-стойками и крохотной люлькой для пилота. Позже, через много лет, этот биплан назовут "самолетом в пеленках".
- Газета "Новости" так рассказывает о событиях этого дня в Ростове:
- "За полчаса до начала полета к ипподрому стали стекаться толпы народа. Многочисленные жители расположились на крышах, деревьях и стогах сена. Из ангара выкатывают огромного размера летательный аппарат. Как-то не верится, что эта неуклюжая махина из дерева, проволоки и полотна будет парить, подобно птице. Авиатор вышел на середину ипподрома и, вынув носовой платок, стал при помощи его определять силу и направление ветра. Пилот занял место в аэроплане, механик включил мотор, с шумом и свистом заработал пропеллер. Авиатор подал знак рукой, державшие аэроплан пожарные отпустили его, и "Фарман" легко и быстро помчался вперед... Еще минута, и аппарат плавно оторвался от земли, поднявшись на невиданную высоту - 200 метров. Авиатор сделал над городом два полных круга и при криках "ура" и дружных аплодисментах ловко приземлился..."
-
- В тот же день летчик совершает первый длительный перелет из Ростова в Новочеркасск. Здесь тоже его ожидает восторженная публика. Самолет в 17 часов 13 минут был над Новочеркасском.
- "Над Краснокутской рощей Габер-Влынский стал сразу забирать ввысь, -- пишет репортер газеты "Донские ведомости". -- Это был самый дивный, самый очаровательный момент, о котором вещала нам доселе лишь сказка. Отважный летун, вздымаясь все выше и выше, уже над забором ипподрома достиг 500 метров высоты..."
- Как чудо, переживала донская публика встречу с авиацией. Восхищенный журналист подчеркивает необычность увиденного сравнением самолета с... вороной:
- "Путь авиатора пересекла ворона. Какая это ничтожная, в высшей степени прозаическая птица по сравнению с птицей, созданной гением человека."
- Спустился самолет под звуки марша, исполнявшегося военным оркестром, причем, как сообщала новочеркасская газета, "сломал колесо, пропеллер, порвал полотно нижней поверхности биплана". Через несколько дней при обратном полете из Новочеркасска в Ростов 19 апреля "Фарман" потерпел аварию, окончившуюся для пилота благополучно. Самолет ремонтировали прямо на аксайских полях, и через два дня от смог снова подняться в воздух и продолжить полет в Ростов. Но на этом злоключения не окончились. Ветер сбил самолет с курса, под крылом разворачивалось лукоморье донской дельты и чаша Таганрогского залива. Авиатор понял, что "проглядел Ростов", попытался вернуться и, проплутав в небе между поселком Чалтырь и станицей Синявской, опустился у станицы, где через день его отыскали, снова отремонтировали и он смог вылететь в Таганрог. Позже газеты сообщили, что Габер-Влынский невольно совершил этим перелетом один из рекордных в России полетов – на расстояние не менее 70 верст. Авиатор совершал полеты с коммерческими целями, основной доход от рискованных полетов поступал хозяевам самолета. Это было следствием правительственной политики, совершенно игнорировавшей развитие и успехи в завоевании неба. Особым постановлением указывалось, что усовершенствование и строительство самолетов должны составить предмет "частной самодеятельности".
- Энтузиазм же одиночек, конструировавших летательные аппараты, не всегда мог увенчаться успехом из-за материальной необеспеченности. В газете "Таганрогский вестник" почти одновременно с сообщениями о полетах Габер-Влынского печатается призыв к общественности помочь в средствах на "постройку аэроплана по чертежам местного изобретателя господина Симонова".
- "Частная самодеятельность" в ряде случаев носила характер безудержной погони за прибылями. Отдельные предприниматели, спекулируя на огромном интересе русской общественности к зарождающейся авиации, строили самолеты или, покупая их за рубежом, устраивали публичные полеты, нанимая летчиков, эксплуатировали их опасный труд. Предложение Николая Егоровича Жуковского, "отца авиации", об открытии в Москве авиационного института, а при Донском политехническом институте курсов авиационных специалистов, было признано "преждевременным и нецелесообразным". "Августейший шеф" Военно-инженерного управления русской армии, великий князь Петр Николаевич публично заявлял: "В аэропланы я не верю, будущее им не принадлежит".
- Это время было зарей авиации. Всего за восемь лет до появления самолета на Дону на летательный аппарат впервые поставят двигатель внутреннего сгорания, резко увеличив во много раз дальность и время полета, составлявшее у первых аппаратов с паровым двигателем несколько десятков метров.
- Энтузиастами воздухоплавания был создан Всероссийский аэроклуб - единственная в ту пору организация в стране, оказавшая практическую помощь зарождающейся авиации. Чтобы привлечь внимание и сочувствие общественности и найти средства на постройку летательных аппаратов, Всероссийский аэроклуб организовывает в 1910-1912 годах сбор добровольных пожертвований, распространяя так называемые жетоны кружечного сбора.
- Памятный жетон с изображением самолета на фоне земного шара вручался тем, кто внес 3-5 рублей. Надпись на жетоне свидетельствует о прозорливости энтузиастов русского самолетостроения, заявлявших, что "Воздушный флот - сила России" в то время, когда летательный аппарат рассматривался едва ли не как разновидность аттракциона.
- Энтузиастами воздухоплавания был создан Всероссийский аэроклуб – единственная в ту пору организация в стране, оказавшая практическую помощь зарождающейся авиации. Чтобы привлечь внимание и сочувствие общественности и найти средства на постройку летательных аппаратов, Всероссийский аэроклуб организовывает в 1910-1912 гг. сбор добровольных пожертвований, распространяя так называемые жетоны кружечного сбора.
- 4 апреля 1913 г. в Ростове-на-Дону праздновался День воздушного флота России. В этот день градоначальником И.Н. Зворыкиным при участии Азово-Донского яхт-клуба был организован сбор средств в пользу воздушного флота. На Большой Садовой были построены несколько киосков для продажи значков воздушного флота, многие магазины украсили витрины афишами и фотографиями.
- Возле здания почты продажа производилась с громадной модели аэроплана. Распространением значков занимались и дамы-продавщицы, снабженные серыми кружками (куда опускались пожертвования) с изображением аэроплана, орла с Андреевским флагом в лапах и с надписью: «На усиление воздушного флота России». Один старик опустил в кружку записку, в которой выражал желание «дожить до полной победы человеческого гения над воздухом…».
- Всего было собрано 9 344 рубля 79 копеек. На собранные деньги было принято решение купить аэроплан для Ростово-Нахичеванского аэроклуба.
- Памятный жетон с изображением самолета на фоне земного шара вручался тем, кто внес 3-5 рублей. Надпись на жетоне свидетельствует о прозорливости энтузиастов российского самолетостроения, заявлявших, что «воздушный флот – сила России», в то время, когда летательный аппарат рассматривался едва ли не как разновидность аттракциона.
- Летное дело становилось профессией. Все газеты пестрели сообщениями о выдающихся успехах первых русских летчиков - Попова, Мациевича, Ефимова, Уточкина, Васильева и других. И довольно редкая неделя обходилась в те годы без авиационной катастрофы, нередко кончавшейся гибелью пилота.
- Аппараты
- летательные.
- Исходы
- летальные...
- Что звалось
- "само-летом",
- не летало
- само.
- Было странным,
- далеким,
- как чужое
- письмо.
- Были
- воздухоплаватели –
- шик
- и почет, -
- как шкатулки
- из платины –
- наперечет!..
- Гордецы,
- командоры
- застольных шумих.
- Суеверны,
- как вдовы.
- Красивы,
- как миф.
- Острословы,
- гусары,
- знатоки мишуры.
- Непременно
- усаты.
- Абсолютно
- храбры.
- Кожей курток похрустывая,
- шли,
- навстречу громам.
- Будто в ложе
- прокрустово,
- влезали
- в "фарман"…
- И взлетали,
- касатики!
- И кричали,
- паря!
- Были выше
- Исакия.
- Выше
- царя!..
- Уговоров не слушались.
- И познав
- круговерть,
- обрывались
- и рушились
- на российскую
- твердь!
- Уходили
- до срока –
- без войны,
- без чумы –
- в землю
- чаще
- намного,
- чем
- в большие чины.
- - напишет в стихах, посвященных первым летчикам, поэт Роберт Рождественский.
- Труд этих летчиков помог заложить основы высшего пилотажа, усовершенствовать конструкции самолетов. И в то время как летательный аппарат Габер-Влынского осторожно пробовал крепость своих крыльев в донском небе, Павел Нестеров впервые садился за штурвал самолета той же конструкции "Фарман", а юноша Андрей Туполев, студент высшего технического училища, -- конструировал и запускал в воздух свои первые учебные планеры.
- В стартовый, «пеленочный» период отечественной авиации роль энтузиастов-одиночек была решающей, их мужество обеспечивало успех.
- И те люди на старом уникальном снимке, с восхищением следящие за одним из первых самолетов в небе Дона, будут свидетелями выдающихся успехов россиских авиаторов, и самым молодым из них было суждено увидеть корабли, прокладывающие путь в космос.
- О многом может напомнить старый снимок.
- P.S. Есть мечта у нас, музейщиков – осуществить городской праздник первых полетов… Восстановить древний «фарман», воссоздать фрагменты тех забытых всеми, но не забываемых историей дней 1911 года: афиши, пригласительные билеты, газеты, костюмы… А повторить маршруты первых авиаторов в донском небе смогут дельтапланы. Сценарий такого праздника уже есть в письменном столе музейщиков.
- Валерий Чеснок.
Количество просмотров: 1716
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии