Пить или не пить… (Из истории родника возле монастыря Сурб Хач)
Текущая неделя памятна ростовчанам событием полувековой давности. В те дни ноября 1972 года завершилась первая очередь реставрационных работ в храме Сурб Хач и он, восстановленный из руин, открылся филиалом Ростовского музея краеведения - музеем Русско–армянской дружбы. В его экспозиции были впервые представлены уникальные документы и экспонаты, раскрывающие историю крымско – донских армян до и после их переселения на Дон.
В памяти тех дни осталось и массовое паломничество как ростовчан, так и гостей донской столицы к роднику «Чорхах». Его здание - каптаж, возрожденный в составе мемориального комплекса, впечатлял объемами, исполненными в древнеармянской архитектурной традиции. А взятый в камень, исток ключевой воды, вместе с визуально открытым ее изливом в природниковый водоем, располагали безусловно верить в ее природную чистоту.
Чорчах (родник) у храма Сурб Хач
Однако уже в дни и месяцы, предшествующие открытию мемориала, качественные показатели родниковой воды Сурб Хача порождали обоснованные сомнения. Всякий разумно устроенный человек, обозревая плотно застроенное пространство над родником, замечал в границах его водосбора полное отсутствие системы отвода сточных вод.
Далее, прежде чем продолжить тему родника, обратимся к двум группам общественного интереса, возникшего по ходу создания мемориала. Первая – бескорыстные энтузиасты, активные члены ростовского городского и областного отделений ВООПИиК. Они, в большей части комсомольцы первого советского призыва, в молодые годы с беспощадной яростью низвергали нравственные и духовные устои «старого мира», а в преклонные годы искали в том покаяние.
Вторая группа – тоже энтузиасты, но те, кого в наши дни называют эффективными менеджерами. В отличие от первых, они были продуктом эпохи «брежневского застоя», определявшим медленный, но неотвратимый закат «совка». Их интерес к Сурб Хачу образовался на этапе завершения работ по реставрации храма, когда в его округе еще только – только намечались контуры окультуренного пространства.
Каптажная надстройка родника в монастырском комплексе Сурб Хач до реконструкции.
Но уже был, одобренный высокими партийными властями «ереванский» проект, предполагавший значительные финансовые вложения в благоустройство Северного массива. Предполагалось, что с его воплощением, статус мемориала поднимется до музейно-туристического центра союзного значения, а его гостиничная инфраструктура к высотам мирового уровня. Последнее обстоятельство обещало в разы умножить приток туристов в столицу Дона, в том числе из-за рубежа.
Это подогревало энтузиазм второй группы - в торговом и ресторанном начальстве города, взявшим под свой контроль ту часть общего замысла, что насыщала проект объектами близкими их специализации. Его изюминкой стал согласованный с ереванцами проект ресторанного комплекса на острове, который возник при мемориале в ходе восстановительных и водоустроительных работ. Заказчиком этого не состоявшегося проекта (см. статью в РС «Время патриотов»), выступил Ростовский трест столовых и ресторанов.
Здесь следует вернуться к роднику как основному водозаборному источнику для нужд ресторана. Его прохладная ключевая вода должна была стать одним из брендов его армянской кухни. И потому, к дням открытия музея в здании восстановленного храма, газеты и теле–сюжеты раскручивали тему воды родника «Чорхах», воспевая ее полезные и даже лечебные свойства, подтверждаемые анализами, сделанными в местных лабораториях.
Вид храма Сурб Хач и каптажной надстройки на открытке 1973 года.
В первой группе это вызывало смятение и тревогу. Безудержная популяризация родника стала темой острых обсуждений в активе ВООПИиК и в ее переписке с академиком архитектуры О. Халпахчьяном. Он тоже сомневался в качественных показателях родника, предложив свою помощь в проведении биохимических исследований в московских академических лабораториях. В Ростове с благодарностью на это согласились и при полном соблюдении СНиПов и ГОСТов, в бутыли темного стекла осуществили отбор проб воды из источника, с составлением о том комиссионного акта.
Далее - в упаковке за печатями и пломбами, вода была доставлена ответственным представителем штаба реставрации Сурб Хача в Москву и из рук в руки передана Халпахчьяну. Вскоре от него пришли результаты испытаний, независимо проведенные в двух ведущих профильных лабораториях страны, и они оказались полностью идентичными. Приводя их ниже, добавим, что среди показателей химического и биологического состояния воды, следует обратить внимание на «коли–титр». Он свидетельствует, что в момент забора воды из источника, в каждой одной столовой ложке ее объема проживало три кишечные палочки.
Можно предположить, что за истекшие полвека их количество в воде родника «Чорхах» вряд ли уменьшилось.
Эдуард Вартанов.
ЗАПАХ – б/запаха;
ПРОЗРАЧНОСТЬ (в см.) > 30;
ЦВЕТНОСТЬ (град.) – 5;
p/H – 7,4;
Щелочность (HCO3) – 5,2 мг–экв/л. ;
ЖЕСТКОСТЬ (Cа+Mg) - 16,2 мг-экв/л;
КАЛЬЦИЙ (Са) - 10,4 мг–экв/л. ;
МАГНИЙ (Mg) – 5,8 мг–экв/л.;
ФТОР (F) – 0,3 мг/л ;
ЖЕЛЕЗО (общее) – 0,5 мг/л ;
ХЛОРИДЫ (Се) – 214 мг/л ;
СУЛЬФАТЫ (SO4) -1015 мг/л ;
НИТРИТЫ (NO2) – 0,0002 мг/л ;
НИТРАТЫ (NO3) – 0,25 мг/л ;
АЗОТ аммон.(NH4) – 0,12 мг/л ;
сухой остаток – 2175 мг/л ;
ДДТ – не обнаруж. ;
Хлорофос – не обн. ;
Пропанид – не обн. ;
Коли–титр - 6 ;
Общее кол-во микробов в 1 мг воды – 124 ;
Темп. воды у выхода на поверхность – 11 ͦ С.
Количество просмотров: 1797
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
пн, 21/11/2022 - 19:21
Никогда не пил и другим не советовал. Вода, вытекающая из родника, давно утратившего свою природность, -
сомнительный экспермент для организма. Впрочем, за рамки почти всей донской воды она не выделяется.
Скажем, между Ростовом и Таганрогом на участке 1300 км - Мержаново несчётное количество родников, но
вода в них для питья непригодна, равно как и для полива...
Отправить комментарий
Войти в словарь