Ростовские страницы биографии Веры Марецкой

А А А

Биография великой советской актрисы тесно связана с Ростовом-на-Дону.

Вера МарецкаяВера Петровна Марецкая. Её имя для старшего поколения было культовым. Благодаря замечательным киноработам в фильмах «Член правительства», «Сельская учительница», «Она защищает Родину» стало незабвенным. Популярность актрисы не знала границ: народная артистка СССР, лауреат Государственных премий, Герой Социалистического труда. След от творчества остался в душе каждого, кто ее видел на киноэкране и сцене.
 
Ростовским почитателям повезло особо. Актриса работала в Ростовском драматическом театре четыре предвоенных сезона, которые публика, по сию пору, называет «золотым веком». Сама же Марецкая уверяла, что «Ростов - это моя театральная молодость, мои любимые роли в спектаклях «Трактирщица», «Укрощение строптивой», «Любовь Яровая» и других. Мы работали с большим вдохновением. И хотя в новом театре были свои проблемы, например скверная акустика, но все эти недостатки компенсировал теплый прием зрителей и местных актеров... И, наконец, в Ростове я родила дочку!».
 
Вообще, у Марецкой было трое детей. Первенец - сын Женя, рожден от замужества с Ю.А. Завадским. «Молодые» по дороге в театр зашли в загс и тихо (без цветов и шампанского) зарегистрировались. Церемония длилась несколько минут, но зато появилась запись: «Завадская Вера Петровна». Это была их тайна: о том, что актриса поменяла фамилию даже в театре никто не знал. Для миллионов поклонников она навсегда осталась Марецкой.
 
Через пять лет супруги разошлись. Сыну исполнилось четыре года, когда Завадский влюбился в молодую актрису, собрал чемодан и ушел. Все ждали ответного шага. Марецкую звали во многие столичные театры. Но ей, кажется, и в голову не пришло уйти из театра-студии, хозяином и властителем коим являлся бывший муж. В сущности, он так и остался единственным, «главным» мужчиной ее жизни. Но после их развода, когда Марецкая выходила на сцену в спектакле Л. Вернейля и Ж. Берра «Школа неплательщиков» в роли Бетти Дорланж и произносила: «Господа, совершенно не с кем жить» - зал взрывался хохотом.
 
Вера МарецкаяНесмотря на семейный разлад, оба сохранили творческую верность друг другу. Называли друг друга ласково: она его Ю-А, он ее Ве-Пе. А их сын Евгений Юрьевич продолжил дело отца - работал в театре Моссовета режиссером.
 
В Ростове Марецкая вышла замуж второй раз за своего коллегу. Ее избранником стал актер театра Юрий Троицкий (он погиб на войне). У них родилась дочь Мария. Она киновед, проживает в Эстонии.
 
Третьим ребенком Веры Петровны стал ее племянник Шурик, которого она усыновила. Мало кто знает, что у Марецкой арестовали и расстреляли двух братьев - Митю и Гришу. Первый работал в «Правде», второй - в «Комсомолке». Никакие ходатайства сверхзнаменитой актрисы не помогли. Единственное, что ей позволили - не передать племянника в детский дом, а забрать себе. Не удалось Марецкой вытащить из тюрьмы и младшую сестру. Танечка вышла на свободу только через два года.
 
Много позже её коллега, выдающаяся актриса Фаина Раневская напишет в своей книге воспоминаний: «У Марецкой был свой сложный сюжет, происходивший в совершенно ином измерении ее жизни. В первом - дневном, парадном, освещенном софитами  происходили кремлевские банкеты и награждения-после участия в культовой картине «Член правительства». В другом - сумеречном, Марецкая, как и миллионы других своих современниц, отправляла посылки на Север»...
Не стоит думать, что признание и невзгоды повлияли на характер Веры Петровны. Для своих коллег и друзей она оставалась веселой и жизнерадостной женщиной, какой они ее знали.
 
Марецкая обожала слушать неприличные анекдоты, а иной раз и сама с большой охотой их рассказывала. Не чуралась она и амурных приключений. Известно, что ее связывали многолетние отношения с Ростиславом Пляттом. Но её коллега был женат, и супруга регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!» И Ростислав Янович не смог уйти, видимо, чувствовал, что это не пустая угроза. Так что, роман их был потаенным. Они его не афишировали, но тщательно скрывали.
 
В наш город Марецкая приехала в 1936 году с частью московской труппы, которую командировали в Ростов для освоения нового уникального здания театра имени М. Горького. И считалась уже популярной киноактрисой, так как за её плечами было участие в восьми художественных кинофильмах. Названия их, сегодня помнят только историки кино, но в 20-30-х они были широко известны.
 
Ростов сыграл большую роль в судьбе замечательной актрисы. Отсюда ездила на съемки кинофильма «Член правительства», сделавшего её популярной на всю страну. Здесь
Вера Петровна попробовала себя как режиссер. Об этом факте, вообще, мало кто знает.
Сначала, в 1936 году, помогла Завадскому на ростовской сцене воссоздать спектакль театра-студии «Волки и овцы» А.Н. Островского и сыграла в нём одну из главных ролей.
 
Вторично заняться режиссурой в 1939 году её заставили обстоятельства. Марецкая сорвала голос и охрипла (последствия работы на огромной сцене). Сделала на связках три операции. Сидеть без дела не могла, ну и стала сопостановщиком у режиссера театра М. Чистякова. Худруком постановки был Ю.А. Завадский. И появился спектакль «Павел Греков» Б. Войтехова и Л. Ленча.
 
Актриса обладала отменным чувством юмора и её называли «маршалом в профессии и генералом по розыгрышам». Как-то у Веры Петровны спросили: «Где ты сейчас?» (Имея в виду, работаешь). Актриса ответила: «На члене!» (имея в виду съемки кинофильма «Член правительства»).
 
Вера МарецкаяВ былые времена неотъемлемой частью, театральной жизни была политучеба. Обкомы, горкомы, райкомы твердо полагали, что без знаний ленинских работ невозможно ни Гамлета не сыграть, ни Джульетту. Так что, раз в неделю проводились занятия, а в конце года - строгий экзамен. Народных артистов экзаменовали отдельно от прочих. И вот, однажды, на такой экзамен впархивает Марецкая. Ей достается вопрос: «Антиреволюционная сущность троцкизма». Актриса начинает: «Троцкизм это…». И в ужасе заламывает руки: «Ах, это кошмар какой-то, это ужас какой-то, этот троцкизм! Это так страшно! Не заставляйте меня об этом говорить, я не хочу, не хочу!» Не дожидаясь истерики, её отпускают с миром. До следующего года.
 
В 1939 году «московский десант», так называли часть труппы, приехавшей из столицы, покинула ростовский драматический театр. Марецкая же уехала последней, летом 1940 года. И город на Дону не забывала. Использовала любую возможность посетить его и поработать с ростовскими коллегами. В 1946 году с труппой театра имени М. Горького сыграла Мирандолину в спектакле «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони. В 1957 году вместе с Р. Пляттом сыграли два спектакля «Катрин Лефевр» В. Сарду и Э. Моро. В 1974 и 1975 годах с театром Моссовета Марецкая побывала в Ростове на гастролях.
 
Актриса часто повторяла: «Театр мой дом. Мой банк. Вся моя жизнь». И это был не пафос, а констатация. Потому что театр и на самом деле, в самом прямом смысле был ее домом до самой кончины.
 
Наталия ПЕРМИНОВА. 
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 4362



Комментарии:

очень интересно спасибо

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail