Ростовский собор Рождества Пресвятой Богородицы

А А А

Собор Рождества Богородицы. Фото М. Дзябенко.

Нынешний Ростовский-на-Дону собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы можно считать шестым в городе по счёту храмом одноимённого наименования. Его история началась с небольшой деревянной часовни, построенной в 1766 году жителями Восточного купеческого форштадта крепости Димитрия Ростовского в поселении Полуденный стан (Полуденке), находившейся на территории будущего города Нахичевани в границах между нынешними 1-й и 7-й линиями.
 
Через небольшой промежуток времени часовня подвергается перестройке. В часовне устраивается иконостас, в результате чего она превращается в полноценную церковь и её можно считать вторым храмом, которому впоследствии только после нескольких перестроек и переносов на новые места в городе, предстояло стать собором. Есть сведения о том, что в 1771 году, вследствие распространявшейся в крае моровой язвы, жители Полуденного стана хотели устроить в храме придел во имя священномученика Харлампия, спасавшего верующих от эпидемии. Консистория предложила взамен малой церкви построить храм больших размеров. Но достигшая стана эпидемия не только не замедлила задуманное строительство, но и вынудила остававшихся в живых жителей поселения покидать свои жилища и разбегаться по округе.
 
Только по прошествии двенадцати лет этот небольшой храм в том же районе заменяется также деревянным, но более вместительным храмом. Однако, создавая этот третий храм, и солдаты, и жители не подозревали, что существовать этому храму придётся всего один год.
Уже в 1780 г. население Полуденного стана вынуждено было уступить место переселённым сюда из Крыма крымским армянам. Бывшие в стане малороссы были переселены «по ту сторону реки Дон, по речке Койсуг», а русские солдаты, купцы и мещане - в Солдатскую слободу крепости. В этой же слободе, около нынешнего Центрального рынка было определено и место для храма Рождества Пресвятой Богородицы.
 
20 февраля 1781 года протоиерей Иоанн Андреев освятил место закладки храма, а 5 сентября 1781 года - построенный храм. Но и на этом месте эта четвертая по счету церковь просуществовала всего десять лет: 27 декабря 1791 года церковь, именовавшаяся к этому времени купеческой, сгорела от удара молнии.
 
Глава местного самоуправления нарождающегося города купец Михаил Прокофьевич Наумов ходатайствует перед Екатеринославским митрополитом Гавриилом о строительстве новой церкви. В результате удовлетворения этого ходатайства в 1795 года на месте сгоревшей сооружается каменная (купеческая), пятая церковь Рождества Пресвятой Богородицы, а в углу её каменной ограды - небольшая «теплая. церковь во имя Трёх Святителей. Новая Рождество-Богородичная церковь в указе Новороссийской консистории за 1800 год, по-прежнему названа купеческой, но уже в 1822 году Святейший Синод переводит её в ранг соборной. При этом скоро становится ясным, что соборная церковь ввиду малого размера не позволяет удовлетворить потребности быстро растущего города.
 
Ссылаясь на быстрое увеличение населения Ростова, староста и попечитель храма, купец Константин Михайлов-Нефёдов и купец Семён Николаевич Кошкин обращаются к епископу Екатеринославскому и Таганрогскому Иннокентию и получают от Святейшего Синода разрешение на возведение нового, более вместительного собора. Они выделяют на строительство крупную сумму денег, основную часть которых составил взнос старосты собора. Кроме них строительству нового ростовского собора помогли переведённый сюда из крепостной Покровской церкви протоиерей Григорий Шербанский и Козьма Григорьевич Крамаренко. В результате деятельности этих лиц в 1845 году было закончено «Дело О Высочайшем утверждении проекта новой каменной церкви вместо пришедшей в ветхость каменной с деревянными куполами соборной церкви».
 
Собор Рождества БогородицыНовый (шестой по счёту) ростовский собор был заложен в 1854 году, а закончен постройкой и освящён В 1860 году. Строился собор на бывшей улице Старо-Почтовой, теперь это улица Станиславского, 58. Главный храм Ростова дал название переулку Соборному (в советское время именовался переулком Подбельского) и улице Рождественской (ныне это улица Обороны).
 
Автором проекта собора считается академик архитектуры, профессор Константин Андреевич Тон (1794-1881). Непосредственную «привязку» тоновского проекта церкви Введения во храм Просвятой Богородицы в Семёновском полку в Петербурге (уменьшенного варианта храма Христа Спасителя в Москве) к ростовским условиям с целью удешевления стоимости строительных работ выполнил архитектор А.С. Кутепов.
Ростовский собор построен в русско-византийском стиле (термин нашего времени). До революции К.А. Тон считался создателем в России римско-византийского архитектурного стиля. Этот крестообразный в плане, пятиглавый собор отличается монументальностью своих форм. Он сразу стал неотъемлемым градоформирующим элементом как площади Старого Базара (нынешнего Центрального рынка), так и всего центра города.
Собор имеет единую композиционную основу с московским храмом Христа Спасителя (проект К. А. Тона), но, в отличие от него, меньше по размерам (высота до креста 49,8 м) и более скромен в декоре оштукатуренных фасадов.
 
Все пять глав собора предназначались к золочению, но из-за нехватки средств их тогда покрыли только ярь-медянкой. Золочение всех глав храма произведено лишь к 1988 году, т. е. к празднованию тысячелетия крещения Руси. Кроме главного престола в честь Рождества Пресвятой Богородицы собор имеет два боковых придела с престолами: правый в честь Преображения Господня и левый во имя Святых апостолов Петра и Павла.
 
Интерьер Ростовского собора в XIX в. был украшен прекрасными фресками, выполненными на средства главного попечителя строительства собора, почётного потомственного гражданина Ростова-на-Дону И.С. Панченко. Главный иконостас выполнили из резного дерева и позолотили. Благодаря Панченко в соборе появились дорогие иконы. По стенам храма размещались шестнадцать вызолоченных резных киотов. Пол в храме искусно покрыли мраморными плитами. Главной святыней дореволюционного ростовского собора была особо чтимая икона Святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Паперти были выполнены из мрамора. Южная паперть выходила на торговые ряды и в то время являлась главным входом в собор. Северная паперть выходила на соборную площадь.
 
После освящения нового ростовского собора старый храм разобрали, и шестнадцать лет это место пустовало.
В 1875 году на месте старого разобранного храма, т.е. с западной стороны возведённого собора была заложена четырехъярусная колокольня. Проект колокольни разработал областной войсковой архитектор А.А. Кампиони. Помогал ему в работе архитектор Д. В. Лебедев. Средства на возведение колокольни пожертвовал ростовский купец Петр Романович Максимов. Кроме него попечителями строительства были купец Донского торгового общества С.Н. Кошкин и табачный фабрикант, меценат В.И. Асмолов. Протоиерей Л. Крещановский, указывает, что средства на постройку колокольни поступали и от церковного старосты, почётного гражданина города И.С. Панченко, Строительство колокольни продолжалось двенадцать лет: она была освящена в 1887 году.
 
Собор Рождества БогородицыСтройная белокаменная колокольня высотой 75 м, построенная с использованием архитектурных форм стилей классицизма и ренессанса, стала украшением площади и доминантой панорамы Ростова. Синюю главку купола колокольни украшали позолоченные звёзды. Помещение верхнего яруса колокольни предназначалось для установки часов. Эти четырехциферблатные часы с четвертным боем, стоившие по тому времени 2899 рублей, установили через четыре месяца после освящения колокольни.
Средние ярусы колокольни предназначались для установки колоколов. Сюда 15 октября 1887 года повесили первые колокола, до этого находившиеся на временном деревянном строении на земле, а через неделю, 22 октября, во время литургии был освящен новый колокол весом 1032 пуда (16,5 т), отлитый на средства церковного старосты, купца И. С. Панченко в Москве на заводе Н. Д. Финляндского. Этот колокол был украшен четырьмя изображениями: Рождества Пресвятой Богородицы, великомученика Пантелеимона Целителя, Иверской иконы Божией Матери и Святого евангелиста Иоанна Богослова. Рассказывали, что звон этого главного колокола, разносился по 3адонью на расстояние свыше 40 вёрст.
 
В 1882 году в помещении первого нижнего яруса колокольни был устроен, так называемый, малый храм-крестильня во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
 
Через девять лет после убийства народовольцами императора Александра II, 17 апреля 1890 года (в день, приуроченный ко дню рождения покойного) перед ростовским собором состоялось торжественное открытие памятника царю-освободителю в присутствии епископа Екатеринославского и Таганрогского, войскового наказного атамана Войска Донского и других чинов. Памятник сооружался на частные пожертвования по проекту скульптора академика М.О. Микешина (1835-1896). Высота памятника составляла десять метров, а вес бронзовой скульптуры - 250 пудов (4 т). Надпись на памятнике гласила: «Император Александр II. Благодарные граждане Ростова-на-Дону». В 1920 году «новые» граждане заделали памятник фанерным ящиком с красной звездой, а через четыре года разрушили его совсем.
 
Октябрьская революция и гражданская война явились для собора началом лихолетий. В 1920 году храм пережил большие потери: многие ценные иконы и утварь были разграблены как белыми, покидавшими родину, так и красными победителями.
Как писали советские историки о событиях Гражданской войны, «при отступлении белой добровольческой армии генерала А.И. Деникина из Ростова в январе 1920 года её контрразведка оставила в городе для подрывной контрреволюционной работы свыше 200 белогвардейских офицеров. Во главе этой банды стояли князь Ухтомский и настоятель кафедрального собора Верховский». Подобные утверждения использовались для оправдания репрессий против церковнослужителей Ростова.
 
Уже в начале 1920-х гг. настоятелю храма было предложено закрыть южный и северный входы в храм и использовать только один западный. Поэтому к западному входу храма пристраивается новый притвор, увенчанный небольшим цилиндрическим барабаном купола с луковичной главкой и крестом.
 
С 1921 г. начинаются прямые репрессии в отношении клира собора. Так по придуманному делу «Армии спасения России» арестовывается упомянутый протоиерей Верховский. В 1922 году в стране начинаются акции по изъятию церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье. В Ростове эта акция проходила 11 марта, но в соборе она была фактически сорвана.
Возмущённые поведением комиссии, прихожане избили членов комиссии. В результате этого события были арестованы первый владыка Ростовской самостоятельной епархии, избранный на кафедру в Ставрополе в 1919 году епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец, 1873-1937), семь священников, в том числе протоиерей Иоанн Цариненко, ключарь собора, четыре члена приходского совета и ревизионной комиссии собора. В общем количестве перед Донским Ревтрибуналом предстало 37 человек.
 
В 1930-е годы ростовский собор был закрыт совсем. На его территории вначале устроили зверинец. Очевидцы тех лет рассказывали, правда, в различных вариантах, о рёве рожавшей там львицы. Затем собор был превращён в товарный склад. Собор утратил кресты на куполах, иконостасы, иконы, мраморный пол и другое внутреннее убранство.
 
В советское время было несколько случаев, когда хулиганствующая воровская молодёжь использовала облик колокольни в своих неблаговидных целях. В ясные дни при медленном движении облаков создавалась иллюзия падения колокольни. В этот момент эта хулиганствующая молодёжь криками «Колокольня падает!» создавала панику на базаре и тащила с прилавков товар убегавших от страха торговцев.
 
Колокольню собора трагедия ожидала во время Великой Отечественной войны. По решению горкома и обкома ВКП(б), руководившими Городским комитетом обороны Ростова в июле 1942 года, два верхних яруса колокольни были взорваны, так как предполагалось, что она могла служить ориентиром немцам для ведения артиллерийского огня и бомбардировок авиацией. Тем не менее отсутствие высокого ориентира не помешало немецким летчикам летом 1942 года уничтожить почти всю центральную часть города.
 
Во время второй немецкой оккупации Ростова, длившейся более полугода, началось возрождение церковной жизни в городе. Оккупанты не мешали возрождению епархиальной деятельности. Нашлись духовные лица, такие как Вячеслав Сериков, Иоанн Наговский, архиепископ Николай Амасийский, уволенный в 1937 г. от управления епархией, которые возродили религиозную деятельность в городе. По инициативе архиепископа собор привели в относительно благопристойное состояние и в нём стали отправляться регулярные богослужения.
Однако, надо полагать, что архиепископ незадолго до освобождения Ростова от немецкой оккупации принял опрометчивое решение просить румынского патриарха принять Ростовскую епархию в его ведомство. Это деяние и другие самочинные решения архиепископа Николая вызвали крайне негативную реакцию Московской Патриархии.
 
Начавшиеся в период немецкой оккупации богослужения не прекратились и после освобождения 14 февраля 1943 года города от оккупантов. Эти богослужения проводились одновременно с наведением благолепия в храме. Настенные росписи храма обновлялись художником Иваном Ивановичем Волковым (1887-1962), которые он вместе с художницей А. В. Подорожной исполнил ещё в 1929 году. В 1949 году силами находившихся в Ростове немецких военнопленных был разобран второй ярус колокольни. Нижний ярус был превращён в самостоятельный малый храм-крестильню (часовню) во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. К сожалению, это мероприятие в 1990-е годы оказалось очень некстати для восстановления колокольни, так как по прочности новая колокольня значительно уступает своей предшественнице, что не позволило использовать колокола прежнего веса.
 
В середине 1950-х годов по проекту ростовского архитектора Д.Ф. Эберга московские мастера восстановили иконостасы собора в виде часовен.
 
В 1950-1970 годы с большими трудностями восстановили подворье собора.
 
К празднику тысячелетия Крещения Руси над городом засияли золотом главки всех куполов собора.
 
В 1991-1992 годы начались работы по восстановлению колокольни в прежнем виде. Проект воссоздания колокольни разработал архитектор Юрий Николаевич Солнышкин. К сожалению, из-за финансовых затруднений, а также ввиду низкого качества материала, строительство колокольни остановилось в 1996 году, когда кончились финансовые поступления от предпринимателя Адама Ясаевича Батажева.
 
Строительные работы возобновились в 1998 году, когда администрация изыскала финансирование из бюджетных средств города и области.
В связи с поздним поступлением средств, строительство завершилось в сентябре 1999 года буквально за день до торжеств, посвященных 250-летию Ростова. В день храмового праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1999 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий 11 освятил воссозданную колокольню.
 
По заказу городской администрации на воронежском малом предприятии «Вера» были заказаны новые колокола для колокольни. Эти новые пять колоколов не повторяют названия предыдущих, да и уступают им по величине.
 
Как подмечали в прессе внимательные ростовские журналисты, имена этих новых колоколов созвучны именам духовных и гражданских лиц города и области, причастных к воссоздаваемой колокольне, что, в общем-то, является обычным явлением в деле храмостроения.
Самый большой колокол (4 т) назван именем великомученика Пантелеимона Целителя, являющегося небесным покровителем бывшего владыки епархии. Следующий по величине колокол (2 т) посвящен Святому равноапостольному великому Киевскому князю Владимиру, т. е. небесному покровителю бывшего губернатора области. Колокол весом в одну тонну носит имя ангела хранителя градоначальника (мэра) Ростова, а именно, архистратига Михаила. Полутонный колокол носит имя ангела хранителя бывшего настоятеля собора - преподобного Сергия Радонежского. Наконец, самый маленький колокол (0,25 т) посвящен собору, а именно Рождеству Пресвятой Богородицы.
Тем не менее, по мнению некоторых специалистов и музыковедов, не всё удалось решить оптимально в этой реконструированной колокольне. Они считают, что жесткий тяжелый звон новых колоколов несколько противоречит современным гармоничным архитектурным формам ростовской колокольни.
 
Реставрационные работы в интерьере первого яруса колокольни продолжались 12 лет: только 4 декабря 2011 г. была снова освящена возобновленная часовня во имя Свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца.
 
В 1989 году городские власти Ростова-на-Дону утвердили охранную зону подворья Ростовского кафедрального собора. Такое решение способствовало не только постепенному благоустройству территории около собора, но и легализации его хозяйственной деятельности. Начались работы не только по восстановлению разрушенной колокольни, но и по возведению новых объектов. За короткий срок на подворье собора в 1992 году появился малый требный храм, освященный в честь Рождества честного славного Пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня.
Этот новый малый храм всегда переполнен верующими, которые нуждаются в церковных требах (отправлениях священного обряда). Он разместился в восстановленных флигелях соборного подворья и выделен только одной малой главкой. Рядом с ним была устроена воскресная школа.
 
В этом же здании поначалу размешался и магазин духовной литературы, который в 2000 году нашёл для себя новое помещение рядом с подворьем собора на ул. Станиславского (б. Старо-Почтовой улице). Обзаводится ростовский собор и новыми святынями-реликвиями взамен утраченных. Из них можно отметить икону Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба, мощевик Патриарха Московского и всея Руси Пимена и другие.
 
Благоустраивается Соборная площадь перед храмом, на которой некогда стоял памятник императору Александру II Освободителю. 5 октября 1996 года архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон освятил символическую закладку памятника, правда, не убиенному императору, а Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому, хотя на тот момент проект памятника ещё не был утверждён. Такое оптимальное и дозволенное решение в бытность существовавшего ещё СССР, благословил митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) до избрания его Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины. Но многие ростовчане: историки, искусствоведы, архитекторы, художники, журналисты, краеведы, писатели и часть прихожан и теперь считают, что памятник Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому нужно установить на территории бывшей крепости, к примеру, в Первомайском парке, либо в районе улицы имени С. Шаумяна, ранее носившей название Димитриевской, по имени святителя.
Тем не менее, по настоянию администрации Ростова-на-Дону памятник Святителю Димитрию был поспешно изготовлен и установлен на площади в дни празднования 250-летия города (скульптор В.Г. Беляков, архитектор Н.Ф. Гмыря). После торжественного открытия памятник вызвал новые споры теми, кто считает художественный уровень его исполнения низким, а также в связи с расположением памятника, надписях на нём, облачением Святителя и пр.
 
За годы постперестроечного периода в ростовском соборе произошло много событий как неприятных, так и знаменательных. Так 1993 году одна фанатичка из «Белого братства» с ножом и топором пыталась изрубить и осквернила иконостас храма, а 11-го сентября 1994 года на усадьбе подворья из-за возгорания базарного торгового киоска возник пожар в здании епархиального управления. При этом пострадали покои владыки, канцелярия, библиотека религиозной литературы.
 
Десница Иоанна Предтечи в собореНо, несмотря на эти беды, главный ростовский храм торжественно отмечал в 1995 году своё 135-летие, в 2010 году свое 150-летие. По случаю 250-й годовщины города 20 и 21 сентября 1999 г. Патриархом Алексием 11 года были совершены праздничные всенощные бдения и литургия. В 2003 году собор удостоился чести принимать мощи Покровителя России, Святого апостола Первозванного, которые были установлены в храме 23-25 июня для всеобщего поклонения по пути перенесении святыни из России через Украину, в Грецию, в Афон.
 
Такой же чести удостоился собор принятием 1 июля 2006 года на пару дней под свои своды ларца с десницей Святого Иоанна Предтечи.
 
 
о. Владимир (Сабодан)С 23 по 24 июня 2005 года Ростовскую-на-Дону епархию посетил Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины, Священно-архимандрит Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры Владимир (Сабодан). Важность этого визита заключалась не только в том, что Митрополит Владимир с 1982 по 1992 годы был владыкой Ростовской епархии, но и то, что он являлся первым Митрополитом среди всех остальных митрополитов Русской Православной Церкви, т.е. как бы вторым лицом после Патриарха Московского. Киевские митрополиты получили такое право быть первыми среди всех российских митрополитов в 1685 году, когда Киевская митрополия перешла из юрисдикции Константинопольского Патриарха под омофор Московского Патриарха. Цель приезда Митрополита Владимира в Ростов была - доставить из ростовского собора Рождества пресвятой Богородицы в Киев частицу мощей Святого равноапостольного великого князя Киевского Владимира. В свою очередь Митрополит Владимир в дар Ростовской епархии привез из Киева икону первого известного нам древнерусского врача, преподобного Агапита Печерского с частицами мощей.
 
Во время пребывания в Ростове предстоятель Украинской православной церкви совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Ростовском кафедральном соборе. Митрополиту Владимиру сослужили архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон и архиепископ Павел, викарий Киевской митрополии, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, а также духовенство епархии.
К великому сожалению это торжество, привлекшее к себе многочисленных паломников, было омрачено появлением около храма нескольких мошенников в виде мнимых или действительных священнослужителей, которые под разными предлогами просили доверчивых, людей совершать пожертвования на вымышленные церковные нужды. В результате у некоторых выявленных мошенников были найдены крупные денежные суммы, собранные обманным путём. Это свидетельствует о необходимости всем верующим соблюдать на улицах высокую бдительность!
 
Территория современного подворья Ростовского собора - это гармоничный архитектурный комплекс, в котором кроме трёх храмов: собственно собора, малого требного храма во имя Иоанна Предтечи и крестильни Святителя Николая в колокольне имеется несколько служебных зданий. Здесь находятся епархиальное управление, резиденция владыки Ростовской епархии, канцелярия и епархиальные отделы и комиссии. Здесь также находится духовно-просветительный центр во имя Святителя Димитрия, митрополита Ростовского, издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, магазины церковной утвари и духовной литературы.
 
(Е.И. МАЛАХОВСКИЙ. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие).
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 4727



Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail