Ростовский цирк - из прошлого в будущее

А А А

 

Здравствуйте.

Прошу прощения за то, что начинаю наш разговор с вопроса.

Но всё-таки скажите. А с вами не случалось такого, что когда хочешь рассказать о чём-то большом, важном, интересном и значительном, то не можешь подобрать первых, самых главных слов. Случалось? Ну конечно случалось. Наверное, это происходит от волнения. Ты понимаешь, как важна тема рассказа для тебя самого, как она близка окружающим людям, и поэтому волнуешься. Но уверенность в том, что эта история достойна внимания, а время её поведать действительно настало, придаёт сил, и ты начинаешь…

Итак. Меня зовут Дмитрий Резниченко. Я директор Ростовского государственного цирка, и именно о нём пойдёт мой рассказ.

Нужно сказать, что над фрагментами этого повествования в разные времена трудилось множество увлечённых людей, донских историков, краеведов, журналистов. Историю Ростовского цирка своими делами, своим талантом, своим трудом, потом, а иногда и кровью, писали знаменитые, талантливые и гениальные личности. Только архитектурное прошлое этих стен, связанное прочным раствором времени с жизнью нашего государства, захватывающе интересно и достойно отдельного описания.

Однако до сих пор цельной связанной истории о Нём, о любимом с детства всеми ростовчанами Цирке, рассказано не было. И вот теперь мы с моими коллегами и друзьями, специалистами циркового дела и с людьми просто любящими это великое искусство, собрав в единое целое отдельные штрихи и картинки, постараемся создать перед вами правдивый и, без всякого сомнения, интересный портрет.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в захватывающе путешествие из прошлого Ростовского цирка в его настоящее и будущее.

Прошу вас. Идёмте друзья.

 

Летом 1838 года в городе Ростове-на-Дону, в районе пересечения современных улиц Пушкинской и Семашко, купцом Садомцевым был построен первый летний театр – балаган с ложами, галереей, партером и креслами для уважаемой публики. Историки спорят, но мы всё же решили отсюда начать исчисление эры ростовских стационарных цирков. Разумеется и раньше в город приезжали разные бродячие труппы. Но именно в 1838 году, сметливый ростовский купчина сообразил, как извлечь прибыль из искусства, и стал первым городским антрепренёром. Кстати театр - балаган Садомцева был и первым залом – трансформером потому, как уже в те времена, после удаления кресел из партера, он превращался в цирковое помещение. Первый ростовский «стационар» мог принимать под своей крышей и театральных, и цирковых артистов.

Деловой ростовский мир быстро почувствовал «откуда дует ветер». Да и как было не почувствовать, ведь уже во второй половине 19 века газеты писали, что в городе со стотысячным населением принимают зрителей 6 передвижных цирков и 12 приезжих театров. Его величество Спрос рождает предложение. И, несколько позже Садомцевского балагана возникает Гайрабетовский театр. Купец Гайрабетов с предпринимателями Грибановым и Дашковичем составляют его дирекцию. В три раза превышает новый храм искусства вместимость своего предшественника. Он уже официально зарегистрирован как городской театр с монополией на 30 лет.

Вообще, нужно справедливо и с благодарностью отметить роль донских предпринимателей в формировании как культурного, так и архитектурного облика современной Южной столицы.

В 1882 году, в жёсткой конкурентной борьбе с наследниками Гайрабетова, разрешение выстроить «концертное зало» получает «табачный король», производитель всемирно известной Асмоловской табачной продукции, купец 1-й гильдии, Владимир Иванович Асмолов. Поражает то, что его красавец театр на 1200 мест, выполненный в лучших русских архитектурных традициях того времени, впервые открыл свой занавес уже 19 октября 1883 года. Причём качество постройки было наивысшим, и Асмоловский театр стал любимым местом развлечения ростовской публики на многие годы. К сожалению, жестокий пожар в начале прошлого столетия уничтожил это прекрасное здание.

Асмоловский театр и Коммерческий клуб  (Дом Офицеров)

Асмоловский театр и Коммерческий клуб  (окружной Дом офицеров)

Для сравнения, и справедливости ради, скажем, что современный Музыкальный театр в советские и постсоветские времена строили в нашем городе ровно 22 года. Такие темпы вызвали бы, наверное, у предприимчивых купцов, как минимум, недоумение. Тем более если вспомнить о том, что здание нынешнего Дома Офицеров, поражающее и сейчас своей архитектурой и благородными интерьерами сердца публики, ростовские купцы, поручив строительство архитекторам Закиеву и Кузнецову, воздвигли всего за пару лет, в десятых годах двадцатого столетия - как здание Коммерческого клуба.

Рядом с Коммерческим клубом, как и с его предшественником, Клубом приказчиков, долгое время обитал цирк–шапито «Голгофа» именуемый ещё и «Цирком Нерона». Двухмачтовый шатёр вмещал 1500 зрителей.

Цирк всегда удачно конкурировал с театром. В те давние времена один уязвлённый театральный критик в ростовской газете «Донская пчела» обиженно писал: «Сборы в театре весьма плохи, но оно и неудивительно. Ведь конкуренция слишком сильна в лице цирковой труппы г. Соломонского, у которого 100 лошадей, 52 дамы и 4 дрессированные собачки. Да ещё поговаривают, что в скором времени прибудут 7 быков и учёная свинья. Уж тут капут всякому театру. Зачем нам смотреть какую-нибудь драму или комедию, когда можно за те же деньги видеть учёную свинью».

Вообще-то обиду театралов можно было понять, ведь с превращением Ростова в крупный торговый город, сюда стали приезжать знаменитые иностранные цирковые артисты. На ярких афишах зазвучали имена: Сур, Первиль, Годфруа. Публика валом валила на их представления.

 

И вот, внимание, друзья!

Мы вплотную приблизились к истории рождения того самого театра – цирка купцов Машонкиных, на фундаменте которого, по оригинальному, неповторимому проекту архитекторов Петрова и Барулина, основано в 1957 году современное здание нашего Ростовского цирка. Это удивительная история. Слушайте.

К сожалению, о них почти не сохранилось сведений. Мы не смогли отыскать ни портретов, ни фотографий. Даже имена и отчества супружеской четы Машонкиных, Алексея Павловича и Пелагеи Дмитриевны мы разузнали с немалым трудом. Богатые по ростовским меркам купцы крепко, на широкую ногу, вели солидное спиртовое дело. Имели пару-тройку капитальных и выдающихся по архитектуре доходных домов. Эти каменные красавцы до сих пор украшают улицы городского центра. Но кто бы сейчас вообще помнил об их владельцах, если бы не купеческая любовь к цирковому и театральному искусству?

«Любовь – любовью, а коммерческий интерес – коммерческим интересом», - скажете вы, и будете абсолютно правы. Однако в нашем случае эти две причины взаимно усиливали одна – другую.

Итак, в 1896 г., 120 лет назад именно на этом месте, по нынешнему адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Будённовский 45, а в те давние времена на пересечении Сенной улицы и Таганрогского проспекта, родился, если можно так выразиться, дедушка нашего цирка. С возникновением этого театра – цирка больше связывают имя Пелагеи Дмитриевны, чем Алексея Павловича Машонкина. То был громоздкий деревянный домище, приспособленный как для цирковых, так и для театральных представлений.

Его появлению в городе предшествовал большой скандал.

Постройке нового очага культуры яро противился второй ростовский табачный магнат Яков Семёнович Кушнарёв. А был он, ни много ни мало, самим Поставщиком Двора Его Императорского Высочества Великого Князя Владимира Александровича. Кушнарёв, по словам современников, хотя покровительствовал образованию и участвовал в иных городских благотворительных проектах, в отличие от мецената Асмолова искусство терпеть не мог. И дело всё в том, что табачная фабрика Кушнарёва, на месте которой сегодня расположен штаб Северо-Кавказского военного округа, находилась от Машонкинского участка совсем близко, это и давало фабриканту повод для возмущения.

Календарь Кушнарёва

Скандальный вопрос разбирала Городская дума. В ноябре 1894 г речь о постройке прародителя ростовского цирка шла на её заседании:

«Доложено прошение жены Ростовского-на-Дону купца 1-й гильдии Пелагеи Дмитриевны Машонкиной, следующего содержания:

«Арендатор моего имения г. Суръ обращался в Городскую Думу с просьбой о выдаче ему удостоверения в неимении со стороны Городского Управления препятствий к устройству деревянного цирка в моём имении… .

Но, Городская Дума, в заседании 27 мая с. г. в просьбе г. Суру отказала. Во-первых, под предлогом опасности в противопожарном отношении. Во-вторых, вследствие заявления Гласного Кушнарёва, владельца табачной фабрики, смежной с моим имением, выразившегося в том же заседании Думы, что цирк, находясь в соседстве с его фабрикой, не даст покоя его фабричным рабочим, так как в нём постоянно будет слышна музыка, звуки которой могут отвлекать их от работ и располагать к некоторого рода удовольствиям.

Признавая со своей стороны причины такого отказа Городской Думы для меня непонятными, позволяю себе объяснить: во-первых, что музыка в цирке будет играть не постоянно, а только лишь по вечерам, начиная с 8 часов, к которому времени все фабричные работы уже прекращаются. Во-вторых, хотя бы это обстоятельство и совпадало одновременно, т.е. во время фабричных работ у г. Кушнарёва в цирке играла бы музыка, то, во всяком случае, она не могла бы быть для слуха рабочих г. Кушнарёва на столько заметной, чтобы ею пользоваться, так как цирк, а равно и фабрика, представляют собой закрытые помещения и отстоят одно от другого на расстояние 15 пог. сажень. Кроме того, у г. Кушнарёва для соблюдения порядка в отношении работ должна быть известная администрация, которая следит за действиями работ и независимо от такой воображаемой и не заслуживающей уважения причины. Да, наконец, г. Кушнарёв не вправе находить неудобным для него одного то, что необходимо целому городу, с его 100 - тысячным населением».

Такая дипломатичная и жёсткая отповедь данная возмущённой подвижницей культуры беспочвенным претензиям фабриканта, тронула сердца думцев и … :

«По обсуждении настоящего ходатайства, Городская Дума, в отмену своего постановления от 27 мая с. г., положила: выдать г-же Машонкиной просимое удостоверение …

По выяснении такого результата баллотировки, гласный Я.С. Кушнарёв назвал решение Думы неправильным, причём употребил выражение: «какая это Дума, которая сегодня отменяет то, что решила вчера?».

... Гласный Самуильсон предложил слова гласного Кушнарёва записать в журнал».

Деревянный театр-цирк был построен. Но вот, уже через 10 лет, пожароопасное и потому неотапливаемое зимой помещение снесли. А на его месте воздвигли новый фундаментальный каменный театр-цирк, продолживший называться Машонкинским.

Он открылся 12 октября 1906 г. и, если проводить родственную аналогию, стал отцом современного циркового здания.

И снова на этом месте возникает конфликт циркового и театрального искусства. Новое здание чересчур велико, его высокий потолок удобен для цирковых представлений, но вредит звуковой акустике при драматических и оперных постановках. Скаты жестяной крыши утепляют и звукоизолируют кизяком – высушенной смесью соломы и навоза. Ничего не поделаешь, таковы были тогда строительные технологии. Театральные антрепренёры жалуются на то, что театр громоздок и неуютен. Однако простая публика продолжает наполнять полуторатысячный зал. Его за один день можно переделать под цирковое помещение, убрав кресла из партера и обустроив арену. Тогда сюда вмещается 1100 зрителей. Билеты в Машонкинский театр дешевле, чем в Асмоловский, и публика здесь проще, но именно она делает сборы особенно на цирковых представлениях. Вот почему владельцы заведения смотрят сквозь пальцы и на «косой» потолок, и на отсутствие резонанса и на неуютное фойе с открытыми чугунными колоннами, поддерживающими амфитеатр. Зато бойко работает просторный буфет, поднимая настроение гостям и радуя дополнительной прибылью хозяев.

Машонкинский театр-цирк популярен, он процветает до самого конца царской эпохи и меняет своё название только при Советской власти.

С 1917 года открывается новая страница цирковой ростовской жизни.

Театр - Цирк Машонкина 2

Театр-Цирк Машонкина

После революции и гражданской войны, здание театра-цирка Машонкина было национализировано и передано трудовому коллективу цирковых артистов.

В 1924 году цирк Булля, также существовавший в Ростове как весьма опасный в пожарном отношении, был снесен, а в Машонкинском здании продолжал работать до 1929 года цирк Центрального управления государственных цирков (ЦУГЦ) Наркомпроса.

Теперь давайте ещё раз удивимся разнообразной и яркой судьбе предшественника современного Ростовского цирка потому, что в 1930 году универсальный зрительный зал купеческой постройки перестраивают только для театральных представлений и переименовывают, ни много, ни мало, в «Большой театр». Теперь мы можем сказать, что Ростовский цирк находился в культурном родстве с самым главным театром России, или какое-то время официально являлся его тёзкой. Может быть поэтому современный парадный фронтон и колоннада нашего цирка так сильно напоминают фасад московского Большого театра. По крайней мере, никто не может запретить ростовчанам так думать!

Театр Машонкиных в дни своего расцвета видел таких звезд театрального мира как: Станиславский, Вяльцева, Хмелев, Книппер-Чехова и это ещё далеко не весь список. Став «Большим театром» он принимал в своих стенах Мейерхольда. Некоторые ростовские исследователи драматического искусства утверждают, что на сцене нашего «Большого» был освистан сам Владимир Маяковский, не понравившийся простой ростовской публике своей заносчивостью и манерой вступать в словесные перепалки со зрителями. Не знаю как кому, а мне в этот факт легко верится. Продолжим.

С 1930 по 1935 год в ростовском Большом театре играла труппа драматического театра им. Луначарского. С 1936 года «Большой» снова переименуется и существует вплоть до 1941 года уже как Театр музыкальной комедии. Это был один из лучших театров оперетты в Советском Союзе, оставивший значительный след в истории музыкального искусства.

Согласитесь! Какая интересная, яркая и запутанная судьба! И ведь это только небольшая часть истории.

Ну а ростовский цирк, лишившийся в 1929 году своего стационара, зимой давал представления на сцене небольшого здания «Мюзик-холла», находившегося в парке им. М. Горького, летом представления шли в передвижных шапито. Несмотря на эту неустроенность, на все трудности нового советского режима, город продолжал испытывать огромную любовь к цирковому искусству, и казалось, что популярность цирка только возрастала.

В 30-е годы четырехмачтовое шапито на 3600 мест устанавливалось в Кировском сквере. Двухмачтовое шапито на 2600 зрителей ежегодно возводилось в парке им. М. Горького, рядом с Домом офицеров.

Ни один современный концертный ростовский зал не имеет сейчас такой вместимости!

 

Городская советская власть подыскивала стационарное помещение для проведения всесезонных цирковых представлений. И такого рода забота партийных работников чуть было навсегда не замарала светлую, до той поры, репутацию Ростовского цирка.

Вот протокол № 134 от 23 июня 1939 г. заседания Бюро Ростовского Областного Комитета ВКП(б). Вопрос о цирке в г. Ростове-на-Дону перед своими партийными единомышленниками освещала некая товарищ Клибанова.

Постановили: 1) Поставить перед СНК СССР и Всесоюзным комитетом по делам искусств при СНК СССР вопрос о строительстве стационарного (зимнего) цирка в городе Ростове-на-Дону путём реконструирования здания бывшего собора.

Просить СНК СССР включить строительство стационарного цирка в титульные списки 1940 г. и об отпуске в 1939 г. в счёт сметы сумм на проектно-сметные работы и разборку бывшего собора.

2) Ввиду того, что летний цирк должен освободить 25 июля занимаемую им площадку для развёртывания строительства Дома Красной Армии, поставить вопрос перед управлением пропаганды и агитации ЦК ВКПБ(б) и Управлением цирками о переброске в г. Ростов к 25 июля передвижного цирка из другого города.

Но торжеству здравого смысла в те времена помог видимо сам Господь, потому, что крамольное постановление не претворилось в настоящую жизнь. Как говорится: «И, слава Богу!».

 

А мы тем временем подошли чуть ли не к самой важной для нас теме.

Теме возникновения Ростовской, да, собственной Ростовской цирковой школы!

Ведь именно в конце 30-х, начале 40-х годов прошлого столетия в нашем городе появился человек, создавший неповторимые номера, лёгшие в основу целого современного циркового направления. Звали его Михаил Николаевич Туганов, и был он учеником легендарного Алибека Тузаровича Кантемирова, создателя отечественной верховой школы цирковых наездников.

Афиша Туганова

Михаил Туганов

Михаил Туганов смело отошёл от тогдашних канонов цирковой выездки, вольтижировки и джигитовки. В станицах Дона он набрал в свою труппу талантливых молодых наездников и организовал конный «Донской казачий ансамбль». С 1939 года по 1941 год просторное шапито поднималось на площади за гостиницей «Ростов». Здесь впервые артисты нового ансамбля стали выступать перед публикой с полноценными театрализованными номерами, имеющими связанный захватывающий сюжет, насыщенный сложными трюками, музыкальными и песенными вступлениями. Конные сюиты с названиями: «На Дону», «О чём звенят клинки», навсегда вписаны джигитами Туганова в историю Российского цирка.

В самом начале Великой Отечественной войны «Донской казачий ансамбль», находящийся в то время на московских гастролях, прямо после вечернего представления, в конном строю развернув гармони, распевая лихие казачьи песни, в полном составе покинул цирк. Джигиты-добровольцы отправились в казармы Первого Особого кавалерийского полка Наркомата Обороны, где формировались для отправки на фронт кавалерийские части.

Вот так Ростовский цирк, как и вся наша страна, вошёл в самый страшный и беспощадный этап современной истории. Великая Отечественная или Вторая мировая война искалечила миллионы человеческих жизней, разрушила десятки государств. Но Россия выстояла, победив фашизм. Выстоял и Ростовский цирк.

Цирк на войне.

11 джигитов из первого состава конного ансамбля Донских казаков погибли, многие были изранены. В перерывах между боями наши артисты давали цирковые представления для своих боевых товарищей. Сам Михаил Туганов дослужился до звания майора. Командование, стремясь сохранить основные кадры цирковых артистов, переформировало его конную группу в Кавалерийский ансамбль песни и пляски. На гимнастёрках и кителях военных артистов сверкали награды за сложные боевые операции. В последний год войны Тугановский коллектив разъезжает по фронтам со знаменитой советской певицей Лидией Руслановой. В начале мая 1945 года они вместе дают свой последний военный концерт в Берлине, среди разрушенных стен покорённого Рейхстага!

Русланова и Туганов

Сам ростовский цирк, его труппа, его люди, также сохранили своё искусство, выйдя победителями из этой войны.

В 1942 году перед первой оккупацией Ростова, в цирке идёт представление. Ведёт его главный администратор Алиев, тот самый Гавриил Алексеевич Алиев, что начинал свою цирковую деятельность в Петрограде, ещё в 1918 году, в администрации знаменитого цирка Чинизелли. Потом он служил в Ростове, помогая Туганову создавать его блестящие номера. Этот человек конечно ещё не знает, что именно ему предстоит через 13 лет, в качестве директора, строить здание нового Ростовского цирка.

Под Таганрогом идут бои. В зале, освещённом керосиновыми лампами, около двух тысяч бойцов. Сразу после представления они должны уйти на позиции. Прямо перед началом, рядом с цирком падает авиабомба. Взрывная волна пробивает брешь в стене, и артисты, после отбоя воздушной тревоги, пока зрители рассаживаются на места, заваливают дыру камнями и кусками фанеры. В конце представления приходит известие – фашисты прорвали оборону Ростова. Солдаты уходят в бой, а малочисленная труппа ростовского цирка, состоящая из женщин, пожилых артистов и детей, под грохот усиливающейся канонады, успевает сесть в последний эвакуационный поезд.

Всего лишь год наш цирк находится в гостеприимном, не затронутом войной Тбилиси.

С 1943 года открывается ещё одна героическая страница цирковой истории.

Ростовский цирк, сразу после освобождения Сталинграда, начинает там свою работу. Представьте себе. Только что окончена одна из самых грандиозных и тягостных битв самой жестокой войны в истории человечества. Ни одного целого здания нет в разрушенном городе-герое. А на площадном пятачке, едва расчищенном от завалов, уже идёт представление. С башен танков, с развалин обгорелых стен, смотрят бойцы на работу цирковых артистов. Они смотрят, хлопают в ладоши и смеются. Они счастливы потому, что они победили!

В 1942 году погибает в оккупационном пожаре и наше старое здание. Театр-цирк Машонкиных, Большой театр, Театр музыкальной комедии, перестаёт существовать. Документов об этом не сохранилось, но в городе существует молва, что помещение, где расположился немецкий штаб, подожгла группа молодых ростовчан во главе с комсомолкой по имени Даша. Их всех расстреляли.

Часть ростовской цирковой труппы после второй оккупации Ростова собралась в своём родном городе и начала заниматься тем, что умела делать лучше всего – нести людям радость циркового искусства.

С 1943 года по 1945, и дальше, вплоть до сдачи в строй нового современного, уникального здания Ростовского цирка в 1957 году, ростовские цирковые артисты проводили свои выступления в небольшом садике под названием «Арс». Здесь, в глубине двора дома №63 по улице Большая Садовая (в то время это была улица Энгельса), ежегодно летом устанавливалось просторное шапито на 1900 мест. Сегодня на этом месте стоит большая многоэтажка, её легко можно заметить, остановившись на главной городской улице рядом с бывшим кинотеатром «Победа». Там, за его фасадом, вместо этого высотного строения, ещё каких-то 60 лет назад мы смогли бы увидеть холщёвый купол последнего ростовского шапито!

Между нами, это место знаменито ещё и тем, что неподалёку от шапито стояла отличная пивная, где продавалось замечательное, исстари и поныне любимое ростовчанами пиво. Не знаю почему, но многие ветераны российского цирка, вспоминая свои ростовские гастроли тех времён, с большой теплотой отзываются именно об этом заведении советского общепита. Говорят, что сам Иван Поддубный – знаменитый на весь мир русский борец, после войны приезжая в Ростов, обязательно угощался пивком именно здесь, и это, согласитесь, в общем, вполне логично.

Вот так, на лёгкой ноте, мы перелистнули самую трудную, самую печальную, но и самую героическую страницу жизни ростовского цирка в книге истории Российского государства.

Окончилась война, и вернулась мирная жизнь. Люди должны были снова научиться смеяться, радоваться, мечтать, думать о будущем. Рождалось юное послевоенное поколение, и этих детей нужно было вести в Цирк! Было принято соответствующее решение.

Для осуществления намеченной цели, Главное управление государственных цирков Министерства культуры СССР получило от города сгоревшую «коробку» бывшего Машонкинского театра-цирка, и, развернув работы на этой базе, закончило в 1957 году строительство фундаментального двухъярусного циркового здания!

Но неужели вы думаете, что всё это грандиозное строительство происходило скучно и безлико?! Нет, конечно вы так не думаете. Кажется, будто самой жизнью нашему Цирку была предназначена яркая и знаменательная судьба. И главными в ней были, конечно, люди.

За строительство цирка с самого начала отвечает уже хорошо известный нам Гавриил Алексеевич Алиев, с 1918 года решающий административные вопросы российского циркового искусства. Создание проекта поручают прекрасному ростовскому архитектору, вернувшемуся с войны в звании майора, Георгию Алексеевичу Петрову. В работе над внутренними интерьерами цирковых помещений ему будет помогать архитектор Барулин.

Георгий Алексеевич Петров был интереснейшею личностью, и мы немного расскажем о нём, чтобыстало понятно, кем, и с какой душой строился наш цирк.

Простой ростовчанин, нахичеванский паренёк, окончивший в Москве архитектурный институт, в Ростове он вскоре обрёл известность, и ещё до войны стал членом Союза архитекторов СССР.

После войны Петров отстроил «половину города». Его работоспособность и творческая плодовитость поражает воображение. Он создаёт авторские, оригинальные проекты и руководит строительствами многих знаковых Ростовских зданий по сей день вызывающих у ростовчан и гостей города уважительное восхищение своей выдающейся архитектурой. Вот краткий перечень этих шедевров: Дворец профсоюзов на Ворошиловском проспекте; Высшая партийная школа, ныне Таможенная академия; Ростовский цирк; несколько многоэтажных жилых домов; Дворец культуры и техники им. В.И. Ленина в Таганроге. Каждому ростовчанину известно своей красотой здание, где расположено кафе «Золотой колос», что стоит на углу Большой Садовой и Будённовского проспекта, его тоже отстроил архитектор Петров.

Золотой Колос Петрова

"Золотой Колос" Петрова

Георгий Алексеевич, как о нём рассказывали современники, отличался прямым и непосредственным нравом. Ростовский цирк был задуман им и воплощался как настоящий классический дворец циркового искусства. Во времена строительства в прессу попала такая история. Специалисты, делавшие лепнину, упрощали детали на элементах интерьера, стараясь быстрее сдать задание. Петров несколько раз за день указывал им на недостатки, но халтурщики не обращали на него ни какого внимания. Тогда сердитый архитектор, махнув рукой, ушёл со стройки. Однако вечером, когда работы стихли, он вернулся и молотком, собственноручно, не привлекая лишнего внимания, отколотил непонравившиеся участки. Так он, уже не прибегая к пустым внушениям, поступал несколько раз, пока до строителей не дошло, что ленивый всё делает два раза. О партизанских действиях архитектора, конечно, узнали. Разгорелся спор, был скандал, история попала в газеты, но что значит эта мелочь, по сравнению с тем, чем мы можем любоваться и сегодня?

И вот ещё одна очень короткая история.

Уже перед самой торжественной сдачей цирка в эксплуатацию, маляры вместе с Петровым, никак не могли подобрать нужного колера для покраски парадного фасада. Георгий Алексеевич несколько часов провёл с рабочими, лично смешивая краски, но так и не добившись нужного оттенка, приказал отставить работы и, недовольный, ушёл в контору. Шествуя в мрачном настроении по коридору, архитектор вдруг чуть не столкнулся с сотрудницей, одетой в платье цвета той самой благородной охры! Простодушный Петров сгрёб в охапку молодую чертёжницу и, радуясь открытию, крепко придушил её в своих объятиях. Девушка с перепуга громко кричала и вырывалась. Однако, затем успокоившись и разобравшись в причине внезапного нападения, она с удовольствием презентовала Георгию Алексеевичу небольшой лоскут своего платья, тот, который раньше обязательно подшивали к внутреннему шву изделия в качестве запасной заплатки. Вот каким образом у наружных стен нашего цирка появился такой замечательный цвет. А вы как думали?!

Общий вид здания

Одной из основных задач проекта было вписать зрительный зал диаметром 32,5 м в три сохранившиеся стены старого цирка. Петров с честью справился и с этой задачей и со многими другими.

Начиная с 60-х годов прошлого столетия, а это всего каких-то 50-60 лет назад, наш цирк стал считаться лучшим стационаром в Европе, наравне со знаменитым Берлинским стационаром.

Прямоугольная, дворцовая форма здания, отличная от традиционной, круглой формы большинства цирков, подчёркивала, и до сих пор подчёркивает, его оригинальность.

Установленный на 24 колоннах купол цирка начинается на высоте 18 м и выполнен из монолитного железобетона. Это был первый в Советском Союзе опыт строительства свода двойной кривизны из такого материала. Для размещения любой нужной для номеров воздушной аппаратуры, был применен ещё один, новаторский по тем временам, подход — в центре купола установили колосниковую решетку, состоявшую из 152 колосников, каждый из которых выдерживает вес до 250 килограммов.

В отличие от типовых проектов, в нашем строительстве было применено много новых талантливых и передовых для того времени инженерных решений.

Отойдя от стандартно используемых сварных металлоконструкций, по предложению инженера Кейда, монолитный железобетон было решено применить и для «гребёнки» амфитеатра, то есть основания, на котором монтируются зрительские кресла. Таким образом зрительный зал представляет собой железобетонную чашу с толщиною стенок в 12 см, внутренняя сторона чаши являет собой основание амфитеатра, а внешняя создаёт стену фойе. Много труда отняли работы по устранению эха. Помните, плохой звук был чуть ли не основной проблемой Машонкинского театра? Для правильной акустики в нашем зрительном зале купол сперва был отделан специальным звукопоглощающим картоном — арборитом, а потом обтянут поплином. На обтяжку пошло 1200 метров поплина. Зато неожиданно для самих строителей оказалось, что чистота звучания значительно улучшилась. Теперь даже вполголоса сказанное на манеже слово отчетливо слышно в любом месте зрительного зала.

Вот что ещё писали газеты того времени о Ростовском цирке: «Зрительный зал сплошной видимости оборудован откидными креслами на 1500 зрителей. Основная эксплуатационная площадь составляет 5079 кв. м. В отделке фасада применена терразитовая штукатурка. Цоколь выполнен из лабрадорита.

Внутренний итерьер современного здания Ростовского цирка

В трех этажах расположены уютные фойе. Повсюду художественная лепка, позолота, орнаменты, сверкающий хрусталь огромных люстр. Авторы проекта архитекторы Петров и Барулин, инженер Щепетов постарались, чтобы кроме удобства, зритель получил и эстетическое удовлетворение. Три поэтажных коридора, смежные со зрительным залом, оборудованы мягкими диванами, зеркалами. Цирковое здание снабжено электрической аппаратурой с центрированным пультом управления. В любое время года специально смонтированная приточно-вытяжная вентиляционная система обеспечивает в помещении необходимую температуру и свежесть воздуха. Закулисная часть нового цирка – пятиэтажное здание, равное по объему 80-и квартирному дому. Здесь имеются: большой гимнастический зал, репетиционные классы, цирковой музей, хорошо отделанное фойе отдыха для артистов, гримуборные, душевые комнаты, столовая, буфет, административные помещения. Для цирковых животных проектировщики предусмотрели, и построили пять больших специальных боксов.

Горельефная композиция на тимпане фронтона и скульптуры на фасаде изображают начало циркового представления с участием конной группы».

Давайте отвлечёмся от изучения сухих технических параметров нашего здания и обратим внимание на эту скульптурную композицию.

Ведь именно с ней связано ещё несколько великих имён и необычных историй. Узнавая такие истории, мы начинаем понимать, как судьба каменного строения может походить на человеческую, разнообразную, сложную и интересную жизнь. Вы знаете, я сначала хотел сказать: «… судьба каменного, неодушевлённого строения», но тут вдруг понял, что это не так. Этот фундамент, этот купол и эти стены пережили так много! Они помнят голоса и образы гениальных людей, здесь происходили великие исторические события, поэтому, вобрав в себя дух прошлого и настоящего, здание нашего цирка приобрело собственную, неповторимую духовность, которую начинаешь чувствовать уже сразу, как только входишь в его гостеприимно распахнутые двери.

 

Итак, скульптура.

Всю эту аллегорическую композицию, мастерски выполненную в стилистике декоративной скульптуры 50-х годов: конную квадригу с наездницей и с фанфаристами на тимпане, и обе трёхметровые фигуры цирковых артистов в нишах фронтона, создавал известный ростовский скульптор Иван Иванович Резниченко. Тогда он только учился на последнем курсе харьковского художественного института, и помогали ему ещё двое молодых студентов, Дубовик и Сушков. Руководил этой стадией работ известный ленинградский культурный деятель, театровед и историк цирка Александр Яковлевич Шнеер. Одной из наших тайн остаётся то, как молодым, ещё не закончившим институт студентам, поручили выполнять такую ответственную работу. Однако признано всеми, что выполнили талантливые скульпторы свою задачу блистательно!

Честно хочу вам признаться, что когда я смотрю на этот горельеф и на эти почти античные статуи цирковых артистов, то с тайной гордостью думаю о том, что мы с Иваном Ивановичем Резниченко однофамильцы, и даже, может быть, связаны севастопольскими корнями наших семей. Всё может быть на белом свете, и, не скрою, мысль эта доставляет мне удовольствие. Извините за личное признание. Ну а когда ещё я бы смог им с вами поделиться?!

Продолжим.

Взгляните на прекрасную, точёную, выполненную из меди фигуру этой девушки, управляющей четвёркой лошадей. Главный из наших скульптурных цирковых секретов кроется в том, что при её создании участвовала не одна, а две натурщицы. Первой была ростовчанка Мария Исаковна Матренина, в девичестве Гетманенко. Молодую красавицу скульпторы приметили, когда она в составе комсомольского десанта трудилась на строительстве циркового здания и в качестве бригадира руководила там коллективом правонарушительниц, задержанных милицией на пятнадцать суток для выполнения исправительных работ. От этой непростой обязанности Маша избавилась благодаря своей красоте и стройности.

Молодые харьковские студенты уговорили скромную комсомолку стать натурщицей, поставили прелестницу на табуретку, сняли с неё платье, оставив только трусики на пуговках и лифчик, потом набросили на тело две, сшитые в виде античного плаща, простыни, а в руки вместо вожжей дали брючные ремни. В таком виде ей пришлось отработать три недели. История донесла до нас даже сумму гонорара. Целых 180 рублей получила за свой труд девушка Маша.

Под этим прекрасным женским именем и жила бы в веках статуя ростовской наездницы, если бы бетон, из которого была вылеплена вся композиция, со временем не стал разрушаться. Скульптуры решено было переделать и выполнить из листовой меди, укреплённой на специальном каркасе путём так называемой «выколотки».

Статуя артиста

Александр Шнеер, работавший в то время в Ленинграде, пригласил позировать другую модель - Ирину Сергеевну Берман, в девичестве Бронштейн, жену знаменитого, известного во всём цирковом мире советского клоуна Кости Бермана. Эта женщина, по словам современников, красоты была неописуемой, а муж любил её так, что, казалось, мог приревновать даже к медным фанфаристам, стоящим по сторонам от колесницы.

Не откажем себе в удовольствии сообщить вам ещё одну историю о нашей восхитительной медной наезднице, которую отныне все ростовчане могут называть по имени – Ирина.

Цирковая чета Берман выступала в гостеприимном городе Баку, где с ними накоротке познакомился, войдя в доверие, один местный житель – известный и уважаемый в городе врач. Друг семьи не уставал восхищаться талантом Константина, но вскоре начал делать Ирине недвусмысленные комплименты в надежде на взаимную симпатию. О нежных и преданных отношениях супругов Берман знали все, не известны они были, казалось, только горячему бакинскому поклоннику. Не мешало бы ему учесть и то, что клоун Константин Берман был универсальным артистом, акробатом, турнистом, жонглёром и, вообще очень сильным физически человеком. Ирина, не желая больше терпеть сальные намёки так называемого «друга», рассказала всё Косте. Тот не стал ждать удобного случая и прямо на представлении, куда был по традиции приглашён пылкий бакинский эскулап, осуществил возмездие.

Прямо в начале номера Костя, сделав каскад прыжков на манеже, выпрыгнул в зрительный зал, схватил своего обидчика за шиворот и выволок его на арену. Там он, под смех и аплодисменты не посвящённой в конфликт публики, стал артистично дубасить ухажёра. Тот, сообразив через какое-то время, что к чему, бросился удирать через главный выход на манеж, внутрь служебного помещения. К его несчастью, там, приготовившись к выступлению, уже стояли цирковые акробаты. Цирк, как известно, это одна семья и поэтому, пока Костя дорабатывал свой номер на арене, акробаты за кулисой ещё раз объяснили незадачливому ловеласу, как нехорошо разбивать чужие семьи.

Горельеф на фасада Ростовского цирка

Надеюсь, дорогие друзья, что вы с улыбкой вспомните эту легенду, когда придёте к нам в гости и увидите на фронтоне цирка прекрасную скульптуру наездницы, открывающую цирковое представление.

Итак! Наконец-то! Парад алле! Маэстро, марш!

В 1957 году завершилось строительство Ростовского цирка. И не случайно, когда в те времена глава СССР Никита Сергеевич Хрущев приехал в Ростов-на-Дону вручать области орден Ленина, то торжественная церемония проходила в лучшем городском помещении – Ростовском государственном цирке. Здание цирка вошло в реестр памятников архитектуры.

Первого августа 1957 года с открытием первого сезона, в нашем городе началась новая цирковая эра.

Первым на ростовской арене дал представление легендарный Эмиль Теодорович Кио. Первый сезон и первая сенсация. Первый рекорд! Кио пробыл в Ростове-на-Дону три месяца, в течение которых за 90 дней отгремело 105 аншлагов! Такого грандиозного успеха не повторил пока никто.

Аттракцион Кио сменили супруги Буслаевы, они как раз возвратились из гастролей по Франции, где выступали с уникальным представлением: львы верхом на лошадях.

А закрывал первый ростовский сезон в новом цирке знаменитый Дуров, удивлявший всех чудесами своей дрессуры. Здесь были слоны, моржи, его знаменитые морские котики, мастерски управлявшиеся с мячом.

С начала существования нового ростовского цирка на его арене выступали все звезды советской цирковой эпохи. Перечислять их великие имена я не буду, мы ведь ведём не энциклопедическое исследование, а просто слушаем короткий рассказ о знаменательных, интересных и забавных моментах в истории нашего любимого цирка. Так вот. Здесь были все звёзды!

 

И только Юрий Владимирович Никулин ни разу не ступил на арену ростовского стационара. Он бывал в Ростове-на-Дону раньше и выступал в его летнем шапито, помните, там, за кинотеатром «Победа»? Ну, там, где ещё была уютная пивная. А вот в новый наш цирк он отказался приехать однажды раз и навсегда. И это ещё одна ростовская цирковая быль.

Говорят, что в 1964 году Ростовский обком партии пожелал увидеть Юрия Никулина на манеже своего цирка, и стал приглашать известного всей стране клоуна на гастроли. Никулин не возражал. И так совпало по времени, что однажды самолёт, которым он летел из Сочи в Москву, приземлился на дозаправку в Ростове. Случайно выдалась возможность на месте договориться и обсудить все гастрольные вопросы сразу, без переписки и телефонных переговоров, ведь в те времена средства коммуникации были похуже нынешних.

Юрий Владимирович прямо из аэропорта позвонил тогдашнему директору цирка, имя которого мы не указываем из этических соображений, и добродушно пригласил его подъехать на встречу в служебном автомобиле. Так было бы быстрее и проще, потому, что самолёт после дозаправки могли отправить в любую минуту, а опаздывать в Москву на очередное выступление знаменитому артисту было никак нельзя.

Никто не присутствовал при этом телефонном разговоре великого клоуна с кадровым партийным номенклатурным работником, недавно занявшим кресло циркового директора. Известно только, что высокомерный бюрократ высказался в том смысле, что, дескать, не пристало ему, такому ответственному лицу исполнять клоунские пожелания, да и по рангу не положено. И пусть артист сам явится «пред его светлые очи». На это Никулин ответил кратко, возможно, всего двумя, тремя словами и положил трубку. Гастроли не состоялись. Директор о клоуне после и слышать не мог, ну а клоун, видимо, поклялся самому себе в Ростов никогда не приезжать, потому, что и после смены руководства цирка, Юрий Владимирович так у нас и не появился.

Честно хочу признаться всем, что решительно осуждаю поведение своего давнего предшественника. И если бы, например, мне выпал такой случай, поговорить с великой цирковой реликвией, я не только бы поехал, но и понёсся бы на эту встречу по воздуху. Ведь до сих пор трудно представить, что из-за чьих-то мелких амбиций ростовчане так и не смогли посмотреть вживую на легендарного народного клоуна, Юрия Владимировича Никулина. Однако напомню, что кроме него, в нашем цирке перебывали все российские и многие иностранные знаменитости.

 

Но, «не будем о грустном!».

Ведь жизнь продолжается. Наш цирк трудится, его современная история разнообразна, интересна, оригинальна, и это наша, только наша, история.

Ростов-на-Дону большой южный город, более, чем с миллионным населением. Жизнь в нём бурлит и меняется, но на события, выходящие за рамки этой городской жизни, мы, бывает, начинаем смотреть с точки зрения провинциалов. Мы помним громкие имена мировых знаменитостей, преклоняемся перед ними, но забываем иногда, что рядом с нами живут и творят люди не менее яркие, знаменитые и талантливые. Как говорится: «всё близкое кажется недалёким», а «большое видится на расстоянии». Пристально вглядываясь в дальние горизонты, мы часто не обращаем внимания на знаковые события, происходящие совсем рядом, и на великих людей живущих бок о бок с нами.

Давайте уберём от глаз бинокли и широко открытыми глазами увидим красоту, значимость и величие нашего собственного цирка!

Историю делают личности. Поэтому я хочу вам рассказать о великом, без всякого сомнения, современном цирковом деятеле, коренном ростовчанине, Владилене Ивановиче Левшине.

Директор и художественный руководитель Ростовского Молодёжного центра циркового искусства. Главный режиссёр Ростовского-на-Дону государственного цирка. Работая у нас, он поставил больше сотни цирковых номеров, более 40 из которых были удостоены гран-при на международных цирковых конкурсах и фестивалях.

Многие номера, созданные Левшиным в Ростовском молодёжном центре, уже после того, как их создатель ушёл из жизни, продолжают приносить его ученикам, известным российским цирковым артистам, высшие награды международных конкурсов в Париже, Вероне, Монте-Карло, Будапеште и других городах мира. Одиннадцать его номеров стали лауреатами всероссийских конкурсов. Левшин Владилен Иванович - член Союза цирковых деятелей, член художественного совета Российской государственной цирковой компании. Он награжден званием Заслуженный деятель искусств России. Ему присвоено звание академика, действительного члена Российской академии циркового искусства.

На I Всероссийском фестивале циркового искусства в 1997 году ростовский мастер был удостоен звания лучшего режиссера фестиваля. Он становится обладателем I номинации "Лучший режиссер года" 1998 года, и в этом же году награждается почетным знаком "За заслуги в развитии российского цирка".

Владилен и Рахима Левшины

Владилен и Рахима Левшины

Владилена Левшина знают во всём цирковом мире, его называют академиком цирка, «королём воздуха», потому, что многие его номера, созданные в жанре воздушной гимнастики, так хороши, артистичны, насыщенны и сложны в трюковом исполнении, что их до сих пор не решаются повторять современные артисты. «Балетом в воздухе» называют его работы. Один из любителей циркового мастерства «детский доктор мира» Леонид Михайлович Рошаль, увидев номер под куполом, созданный Владиленом Ивановичем, в исполнении легендарных братьев Пантелеенко под названием «Гимн Солнцу», сделал в книге отзывов восхищённую и благодарную запись: «И станет трюк мыслью!».

«Спартак», «Кармен», «Поэма о любви», «Испанская сюита», «Восточная элегия», «Любовь шамана» - эти названия постановок российских цирковых артистов, возглавляемых Владиленом Левшиным, до сих пор помнят и наши и зарубежные зрители.

В небольшом репетиционном гимнастическом зале ростовского цирка рождались неповторимые трюки, конструировалось новейшее оборудование, сочинялись захватывающие сценарии, творилась история.

Звезда Левшина

Звезда Левшина на Ворошиловском проспекте в Ростове-на-Дону

Максим Юрьевич Никулин, директор московского Цирка на Цветном бульваре, написал такие слова: «Пока существует Ростовский молодёжный центр циркового искусства, Российскому цирку есть чем гордиться!».

К огромному сожалению, ростовский молодёжный филиал Российского центра циркового искусства не выдержал натиска времени. Скоропостижно, внезапно для всех, скончался его руководитель. Ушло финансирование и «забыло» вернуться.

Но, ведь - ничто на земле не проходит бесследно. История часто повторяется, и всегда есть надежда, на то, что её лучшие страницы заново напишут уже новые, молодые и талантливые ростовские цирковые артисты.

А Владилен Иванович Левшин оставил людям ещё одну память о себе. Говорят, что талантливых людей гениальными делает время. О гении Левшина нам всегда будет напоминать его печатный труд, изданный под неброским названием: «Взгляды, опыт и система работы тренера и режиссёра». Это напутствие великого мастера стало настольной книгой для многих специалистов циркового дела.

А для всего человечества Левшин создал уникальную систему жизнедеятельности «СиЛев», доступную каждому, кто следит за своим здоровьем и желает прожить долго. Вот такой подарок остался миру от скромного человека, создававшего гениальное искусство. Этой системе, до сих пор не уделено заслуженного внимания. Но мы-то ведь с вами можем это исправить!

Говорят, что когда Левшин входил в цирк, то, как будто появлялось солнце. Все начинали улыбаться, у всех поднималось настроение, и верить в себя рядом с таким человеком можно было не задумываясь. Сегодня ветераны, которым посчастливилось работать в те годы, сначала печально вздохнув, потом, с улыбкой на лице и блеском в глазах, вспоминают своего друга и учителя.

Давайте и мы не забудем нашего скромного земляка - великого академика цирка Владилена Ивановича Левшина. Вечная ему память!

 

Память…

Это, наверное, самое главное в формировании общественного сознания. В воспитании мыслей и чувств, делающих нас людьми, людьми сильными, добрыми, умными.

Не стану утверждать, что Цирк играет в этом главную роль. Нет, его задача проста. Он должен нести людям радость, вот собственно и всё. И как с этим справляется наш Ростовский государственный цирк судить, конечно, вам. Но мне и моим коллегам кажется, что пока у него это получается совсем неплохо.

По ноте последних слов вы, наверное, почувствовали, что наше повествование заканчивается. Да, друзья. Мы постарались провести его на одном дыхании, сделать захватывающим и интересным. Поэтому, теперь нам необходим небольшой отдых, чтобы обрести второе дыхание для решительного броска в будущее. А то, что оно есть у нашего Ростовского цирка, никто и не сомневается.

Заговорив о будущем, я мог бы долго расписывать радужные перспективы, делиться планами, и делать всё, что принято в подобных случаях. Но мы ведь с вами практичные люди, мы знаем историю, и знаем, что – «время покажет!»

Сегодня нашему цирку необходим капитальный ремонт. И чем быстрее, чем добротнее и качественнее мы его сделаем, тем сильнее уверимся в том, что и наши дети, и наши внуки придут сюда снова и снова, чтобы смеяться, радоваться, удивляться и восторгаться. Иными словами, испытывать лучшие человеческие эмоции. Вот для чего нам нужен Цирк.

Я принимался за прочитанный вами труд по заданию одного серьёзного учебного заведения, где сегодня учусь и повышаю свой административный цирковой уровень. Но приобщившись к этой истории, и увидев, какой интерес она может представить для всех горожан, для любителей циркового искусства, я решил превратить свою дипломную работу в нечто большее.

Возможно этот проект станет телевизионным, возможно он превратится в настоящую, большую, содержательную и интересную книгу. Но он точно принесёт пользу и людям и Ростовскому цирку.

Если вы все, конечно, хоть немного мне поможете. Вы готовы?! Прошу вас, давайте все вместе произнесём старое цирковое заклинание, после которого получаются любые номера.

Итак: «Алле - оп!». Спасибо!

Ваш Дмитрий Резниченко!

__________________________________________________________________________________________

 

Список информационных источников:

«Приазовский край», 1900, 2 июля; «Донская пчела», 1884, 14 июня; "Ведомости Ростовской н/Д. Городской Управы"; «Театр и искусство», 1904, №39; «Театр и искусство», 1908, №45; «Приазовский край», 1906, 14 окт.; «Молот», 1957, 1 августа.

Государственный архив Ростовской области: Ф. Р-4156, оп. 1, д. 141, л. 37, л. 38; Ф. Р-4329, оп. 1, д. 149, 1-4.; ст. «Ростовский цирк» археограф ГАРО Л.С. Гапонова.; Протокол № 134 от 23 июня 1939 г. заседания Бюро Ростовского Областного Комитета ВКП(б).

В.И. Левшин «Взгляды, опыт и система работы тренера и режиссёра» 2007г. Ростовский н/Д издательский дом.; Сборник «Донские страницы» Вып.5 Ростов н/Д., 1987.; книга Г.С. Скопцовой "Из века в век".; Бор. Анненский. Перелистывая страницы архива (из истории театральных зданий Ростова).//Литературный Ростов, кн.7,1940 г.; журнал «Ковчег Кавказа» спец. Выпуск 2001г. автор юбилейного издания Б.А. Артемьев.

Мы благодарим, за предоставленные в открытом доступе материалы, краеведческие сайты:

«Ростовский словарь», «Ростовский берег», «Памятники Дона». Александра Овчинникова. Максима Дикалова. Особенная благодарность журналисту газеты «Вечерний Ростов» Александру Оленеву, за интересные публикации об истории Ростовского цирка.

Дирекция государственного Ростовского цирка благодарит руководство Донской государственной публичной библиотеки, Ростовского областного музея краеведения, за оказанную помощь.

 

Проект: «Ростовский цирк – из прошлого в будущее».

Идея, руководство, осуществление – Дмитрий Резниченко.

(Литературная редакция – Игорь Ситников.)

 

08.11.2016.

Рекомендуем: 
Нет
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 2507



Комментарии:

Так вот если "Голгофа", а позднее "Цирк Нерона" ( а это названия экспозиций ) рядом с театром Асмолова-шапито, то я папа Римский. Интересно этот бред, кто сам придумал или подсказал. Так зайдите на "rostovbereg.ru" и наберите в поиске искомое или прочтите статью " Прогулки по городскому саду" последние несколько комментов мои ( Pater_Ambrose ). Кто бы ни писал это нужно сопоставлять где шапито и где Голгофа и цирк Нерона. Где логическая связь ?

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail