Судьба и подвиг десантника Петрова
Возле школы № 84 в Первомайском районе Ростова-на-Дону состоялась торжественная церемония открытия бюста Героя России Дмитрия Петрова. Офицер 6-й роты 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии геройски погиб 1 марта 2000 года в бою с численно превосходящим отрядом боевиков. Дмитрий захоронен на Аллее Героев Северного кладбища в Ростове-на-Дону. Напомним еще раз о том, как жил и погиб Дима Петров, и чем его память дорога всем ростовчанам.
В 104-й парашютно-десантный полк Псковской дивизии бойцов ниже 180 сантиметров роста не брали. Это была отборная часть Российской армии, из тех, о которых говорят - элита. Соответственно росту должны были быть и другие данные. Сама подготовка этих бойцов была специфической. По своей психологии они не умели отступать. Победить - или умереть: таков девиз десанта.
Задачу 6-я рота получила 29 февраля, рано утром: десантироваться на высоту в Аргунском ущелье за селом Улус-керт, чтобы перекрыть путь боевикам группировки Хаттаба. На вооружении десантников было только легкое стрелковое оружие, да несколько пулеметов. Позиция, которую заняли, едва забрезжил рассвет, тянулась вдоль горной тропы, вдоль русла реки. Боевики спускались гор на равнину, чтобы дестабилизировать обстановку в Чеченской республике (а события разворачивались как раз накануне выборов Президента России). Расчет боевиков был прост: резкая дестабилизация обстановки в одном из регионов могла сорвать проведение выборов во всей стране. Только вот проморгала разведка, что в том отряде было больше двух тысяч боевиков. И все они пошли на высоту, где закрепились 90 десантников...
Бой под Улус-Кертом начался утром, 29 февраля. Первые колонны боевиков наткнулись на передовой дозор десантников, и после часового боя откатились назад. Тогда по открытой радиочастоте командир боевиков Идрис предложил десантникам пропустить его отряд - тогда, мол, все останутся живы. Командир десантной группы подполковник Марк Евтюхин попросту послал его куда подальше.
Над горами спустился густой туман и применение авиации было невозможным. Наши ребята остались один на один с боевиками. И вооружение у них было только стрелковое, и запас боеприпасов ограничен. Но у них был приказ: не пропустить врага. И десантники не дрогнули.
Картину боя можно было восстановить только со слов тех бойцов, что спешили на выручку десантникам, и первыми осматривали поле после схватки. Боевики сначала обстреливали высоту из минометов. Затем волнами пошли на позиции. Их тактика была проста: с криками «Алла акбар!» переть вперед, пока у противника не кончатся патроны. Все они были под воздействием наркотиков.
Шестая рота дралась профессионально, расчетливо, экономя каждый патрон. Дело доходило до рукопашной.
Помощь не подошла ни к утру 1 марта, ни днем. Взвод десантников, вышедший на подмогу, попал в засаду и был полностью уничтожен. У бойцов, занимавших высоту, кончались патроны. Боевики ворвались на позиции, началась рукопашная схватка. Когда от шестой роты осталось всего несколько человек, подполковник Марк Евтюхин вызвал огонь артиллерии на себя...
*
Когда стало окончательно ясно, что живыми с высоты не уйти, оставшиеся десантники спрятали под камнями своих тяжелораненых товарищей. Этих шестерых истекающих кровью бойцов только и обнаружила живыми подоспевшая подмога. Вторая группа пробилась к высоте через двадцать минут после того, как там затихла последняя пулеметная очередь!
Пулемет был в руках старшего лейтенанта Дмитрия Петрова. В нем оставалось всего три патрона. Правая рука Дмитрия была пробита двумя пулевыми отверстиями, он стрелял навскидку, левой. Пули прошли навылет через плечо, грудь, но смертельной была одна - прямо в сердце. Похоже, что его убил снайпер.
То, что бой велся до последнего патрона, было очевидно. На позициях не оставалось боеприпасов, валялись груды гильз, колец от гранат. В автоматах погибших десантников были пустые рожки. Боевики ворвались на позиции только потому, что у наших парней кончились боеприпасы. Многие, расстреляв патроны, бросались врукопашную.
Только на позициях десантников лежало около 70 трупов боевиков (всего же они потеряли до 600 человек). Судя по расположению тел наших ребят можно было определить, кто как погиб. Они отходили, прикрывая друг друга. Тело Димы лежало позади всех. Его прикрывать было некому. Это его последние очереди слышала спешившая подмога. Старший лейтенант Петров встретил смерть стоя, с оружием в руках. Как настоящий мужчина. Как воин.
При погибших десантниках не было документов, некоторые трупы были изуродованы. Боевики успели обшарить карманы и даже поглумиться над убитыми. Выжившие десантники слышали, как боевики переговаривались над телом одного из бойцов с татарской фамилией: «Эта собака воюет за русских, отрежь ему голову и брось в пропасть, чтобы не нашли»...
*
На опознание тела вместе с родителями Димы поехал друг его детства, Владимир Крутов. Он рассказал корреспонденту «Вечернего Ростова», как их привели в ангар, возведенный на территории окружного военного госпиталя, предварительно справившись о нервах. От этого зрелища можно в момент поседеть: большой ангар забит телами солдат. Бойцы Псковской дивизии выделялись и здесь: этим здоровенным мужикам были тесны в плечах стандартные мешки для упаковки трупов.
Тело Дмитрия Петрова хранилось под номером 806. Над его трупом не успели поглумиться. Отец осмотрел внимательно пулевые ранения. Две раны были замазаны зеленкой: видно, он сам себе оказывал медицинскую помощь в горячке боя. Оба плеча _ в синяках от отдачи пулеметного приклада. Лицо было спокойным, только закушена нижняя губа. Так Дима делал при жизни, когда ему внезапно становилось очень больно.
9 марта 2000 года Дмитрия Петрова провожал в последний путь весь поселок Чкалова. Пришли друзья, одноклассники, ученики 84-й школы. Из всех бойцов шестой роты Диму хоронили самого первого, потому что Ростов находится рядом с Кавказом, и тело сразу доставили родным. Остальных погибших повезли в Псков, и хоронили 14 марта уже официальными Героями России: Указ был подписан 12 марта.
А в городской администрации не стали выдавать разрешение на погребение на Аллее Героев, по формальным признакам. Бюрократизм чиновников оказался непоколебимым...
*
«Тяжелый!» - крякнул один из кладбищенских рабочих, когда красный гроб с черными лентами извлекали из отверстой могилы. Ее разрывали целый час: вязкая мокрая глина всячески сопротивлялась лопатам землекопов, словно нее желая отдавать свою добычу.
Его могилу разрыли 29 марта, чтобы перенести гроб с телом на Аллею Героев, что на Северном городском кладбище Ростова-на-Дону. К этому моменту президент России В.В. Путин уже подписал указ о присвоении Дмитрию Петрову звания Героя России (посмертно). Поэтому, по настоянию родителей останки воина были эксгумированы из первой могилы и перенесены на Аллею Героев.
Первое, что достали на поверхность земли - это голубой берет десантника. Его, как и положено, при первых похоронах укрепили на крышке гроба. Тело героя осторожно поставили в кузов грузовика, который двинулся к месту окончательного пристанища Димы - туда, где уже выстроился почетный воинский караул.
Почему Дмитрия Петрова хоронили дважды? Вместе со своими товарищами он был посмертно представлен к званию Героя России, однако 9 марта, на момент похорон, указ об этом еще не был подписан и.о. президента России В.В. Путиным.
*
В школе № 84, что на поселке Чкалова, Диму Петрова вспоминают не иначе как еще с двумя неразлучными друзьями: Володей Крутовым и Олегом Волошиным. Их так и называли: три мушкетера. Ребята и сидели на соседних партах, и спортом вместе занимались, и учились на удивление хорошо. Кто мог тогда знать, что двум мушкетерам всего через несколько лет придется хоронить третьего?
С воспитанием Дмитрия у его родителей проблем не было. Учился хорошо, на улице не болтался без дела, все свободное время отдавал занятию спортом - борьба, бокс, стрельба. Мать Дмитрия, Людмила Владимировна, говорит, что у ее сына была тяга ко всему военному еще с детства. В 15 лет записался в аэроклуб ДОСААФ (тогда он располагался на вертолетном поле в Железнодорожном районе), где совершил свой первый парашютный прыжок. Он уже не мыслил своей жизни без армии. У него был выбор: стать летчиком или десантником. Дмитрий выбрал второе. Закончив школу, он поехал поступать в Рязанское воздушно-десантное училище.
Как он поступал в училище - об этом родители узнали гораздо позже, и то со слов товарищей. Предэкзаменационный отбор проходил в полевых условиях, абитуриенты жили в палатках. Конкурс - 11 человек на место. Из палатки, где ночевал Дима, кто-то украл его красивую новенькую сумку, что купила на дорогу мать. В сумке было все - и вещи, и учебники, и домашние харчи. Вора искали, но не нашли. Тогда взводный сказал Диме: если ты настоящий мужик, то экзамены сдашь. И он сдал, хотя жил буквально впроголодь. Характера Дмитрию было не занимать. При росте почти 190 сантиметров он обладал прекрасной физической подготовкой, а все науки оставались в голове еще со школы.
*
После выпуска из Рязанского воздушно-десантного училища Дмитрий Петров служил в составе миротворческого корпуса в Абхазии. Там был контужен. На Новый Год приехал к родителям в Ростов. Праздник встретили вместе, весело. Обещал в этом году наконец-то обзавестись семьей. Но уже тогда он решил, что поедет в Чечню, хотя ему и был положен длительный отпуск. Родителям сказал, что едет в учебный центр под Псковом, обучать молодых солдат. О Чечне не проронил ни слова. Родители не знали, что он добровольно поехал на войну.
Людмила Владимировна говорит, что вечерами он сидел за учебником по ориентированию в горной местности. Что-то записывал в тетрадке, вычерчивал схемы. Мать не придала тогда этому значения. А Дима, верный своей привычке не тревожить лишний раз родителей, ни о чем ей не говорил.
*
На Аллее Славы, где похоронены Герои СССР и России, полные кавалеры Ордена Славы, могила старшего лейтенанта Дмитрия Петрова оказалась пятнадцатой по счету. Он стал самым молодым по возрасту Героем, обретшим здесь последнее пристанище. И вторым, погибшим на чеченской войне. Рядом с ним могила павшего в бою под селом Комсомольским офицера управления Северо-Кавказским округом Внутренних войск МВД РФ полковника М.В. Ревенко.
В 2000 году именем героя-десантника была названа ростовская школа № 84, в которой он учился. Открытие бюста Герою России стало еще одним важным знаком увековечивания его памяти.
В мероприятии приняли участие заместитель губернатора Ростовской области В.В. Артемов, родители Дмитрия - Владимир Дмитриевич и Людмила Владимировна Петровы, ученики и учителя школы № 84. А накануне, 1 марта, в день 20-летия подвига шестой роты, к могиле Дмитрия Петрова на Аллее Героев Северного кладбища возложил цветы губернатор В.Ю. Голубев.
Как стало известно, уже принято решение о том, что именем Дмитрия Петрова будет названа улица в новом микрорайоне «Суворовский».
Александр ОЛЕНЕВ.
Количество просмотров: 1967
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии