Театр особой судьбы ("театр-трактор")

А А А

 

В центре города Ростова-на-Дону стоит здание театра, давно ставшее не только его эмблемой, но и…притчей в языцех, т.к. в народе его прозвали «ТРАКТОР». В начале прошлого века наш город, как только не называли - и «воротами Кавказа», и «городом ветров», а вот с 1935 года стали уточнять: «Это там, где «трактор»?

Ростовский драмтеатр им. М. Горького. Фото И. Саянова.

Задумали же строить театр в 1929 году. По переписи населения в Ростове и Нахичевани в то время проживало более 308 тыс. человек. Но такой большой краевой центр, (по территории равный Франции вместе с Бельгией) не имел здания театра. «То помещение, над которым красуется вывеска-театр имени А.В. Луначарского-пригодно для какой угодно цели только не для театра»,- свидетельствовали очевидцы. «Больше всего это помещение напоминает предбанник семейной бани или вход в шашлычную» - таково было их мнение.

И Северо-Кавказский крайисполком постановил: «Считать необходимым срочно приступить к постройке театра в г. Ростове», решив, что строительство театрального здания является первостепенной задачей. Стремление ростовчан поддержали в столице. В конце 30-х возникла насущная потребность серьезного преобразования театрального искусства. В Москве уже стали понимать, что «выработалась высокомерное, «олимпийское!» отношение к театральной провинции: плохо, мелко, неинтересно…». Отмечали, что «это идущее от дореволюционных традиций высокомерие, укоренилось довольно глубоко и вредит в первую голову той же столице, мешает ее обогащению талантливыми актерами и даже режиссерскими силами провинции».
Появились даже призывы – «Перенести культурную столицу в Ростов»!..

И с революционным максимализмом и пламенным энтузиазмом порешили построить в Ростове не просто театр, а самый большой («больше Большого») и не только в стране Советов, а и всего мира. Самый оригинальный («мощный комбинат театрального искусства»), самый масштабный («здание и его планировка должны обеспечить полную возможность постановки в театре большого индустриализированного спектакля, наиболее мощно и ярко отражающего установки революционного искусства») и, конечно же, самый красивый!!!

Вообще предполагалось на базе театра создать - Международный Экспериментальный Театральный Центр, «чтобы дать возможность использовать новую сцену для художественных экспериментов всем тем мастерам, которые ищут новых путей развития советского театра».
То есть намечали основать некую экспериментальную театральную лабораторию, где бы решались многие творческие задачи. Среди них - «формирование новой эстетики, нахождения языка, с которым необходимо разговаривать с новой публикой».
Так что возникла не просто идея-фикс, а содержательная тенденция, пронизывающую всю театральную атмосферу России.

В те годы сказано – сделано! Сначала объявили в стране конкурс, в котором участвовало 25 проектов. Победил, однако, внеконкурсный, но зато самый оригинальный. Его авторы архитекторы-академик Владимир Щуко и профессор Владимир Гельфрейх. До сих пор поражает их мысль: ведь никогда и никому на нашей планете не приходило в голову соединить храм искусства с образом «автомашины для буксировки прицепных повозок или для тяги сельскохозяйственных орудий», т.е. трактора!

Но «ларчик» открывался просто…В 1929 году Совет труда и обороны принял постановление об организации машинно-тракторных станций - МТС. И вся страна жила этим событием. Почетность новой профессии всенародно подтвердил Матвей в художественном фильме «Дело было в Пенькове». А газеты были просто напичканы лозунгами типа: «Трактор-лучший агитатор за крепкий колхоз!», «Готовый трактор к косовице-новый удар по кулаку!», «Ходим по тракторам…»(о том, что надо сдавать утильсырье) и даже «Радио-тракторам»! Вот посему символом перемен, происходящих в стране и стал трактор, «перепахивающий твердь вековых устоев». А по задумке В.Щуко и В.Гельфрейха здание театра должно было «бороздить просторы театральной нивы»…

Далее возник вопрос: «Где взять средства?» на столь грандиозное строительство. Предложения были самыми разнообразными: советовали горсовету…присоединиться «к резолюции кроватной фабрики «Десять лет Октября», которая предложила построить новый театр и назвать его «Театр памяти В.И.Ленина», для чего учредить акционерное общество для постройки, куда отчислять деньги из своего заработка». В ином случае - «на постройку рабочего театра мастерская клуба совторгслужащих провела платный спектакль, чистый сбор с которого, в сумме 136 рублей, внесен в фонд постройки городского театра». И даже «предлагалось на постройку нового театра изъять налог со спиртного»…

И когда Наркомпрос утвердил сметы и планы, на так называемую ростово-нахичеванскую межу «пришли инженеры с астролябиями и, размерив на площади в два с половиной га строительные участки, приступили к работе».
Стройку объявили тоже Всесоюзной. В город стали съезжаться рабочие со всей страны. Были приглашены известные специалисты по работе с мрамором, мастера по шлифовке
камня...

Но главной гордостью был тот факт, что на строительстве не израсходовали, ни копейки на импорт. Директор «Театростроя» тов. А.М.Стамблер» открыл карьеры в Крыму и на Урале, где ломали мрамор, шлифовали стекло, лили медь и изготовлялись шпингалеты и ручки к дверям. Даже мягкая мебель с сидениями из красной кожи, изготовлялась в мастерских театра».
К работе были привлечены и медики: лор, окулисты, невропатологи, дабы «точно установить, какое освещение, какие цвета, какие формы дают наибольшие возможности советскому зрителю сосредоточить всю силу своего зрения и слуха на происходящем на сцене».

Не нашли только специалистов-акустиков, ведь лучшие из них были представителями, опальной в то время, церкви. А акустика дело тонкое, можно сказать, ювелирное. Но в конце 30-х к этому вопросу отнеслись, мягко говоря, иронично, поэтому проблемы акустики не сочли значительными. Да и место для будущего театра не стали подыскивать, а просто выполнили распоряжение областного комитета партии. И построили театр на границе между городами Ростовом и Нахичеванью-на-Дону. Тогда быстрыми темпами рос первенец 1-й пятилетки - завод «Ростсельмаш» и необходимо было не только соединить два города, но и переместить центральную часть разрастающегося областного центра, в связи, с чем и было данное постановление.

27 ноября 1935 года театр открыли - громко, помпезно, а главное-радостно! Всех заверили, что «величественное театральное здание - одно из лучших в мире по масштабу и оформлению-ярчайшее свидетельство огромных побед партии Ленина-Сталина и пролетарского государства».

Открытие театра превратилось в подлинное торжество. Первый день был посвящен чествованию строителей, которые соорудили раритетное здание. На торжественном собрании довели до сведения, что «на строительство здания было затрачено 20 млн. рублей, пошло 7 млн. штук кирпичей,3 тысячи тонн гранита,3 900 тонн мрамора,8 тысяч тонн известняка и 500 вагонов металла».

Главного инженера и директора стройки наградили легковыми автомобилями, а последнего, А.М.Стамблера, назначили директором театра! На праздничном концерте выступал Вахтанг Чабукиани.
На площади перед театром пылали костры, играли оркестры, колонны демонстрантов заканчивали шествие плясками, песнями. Приветственные телеграммы прислали Алексей Толстой, Илья Эренбург, народная артистка республики Ольга Книппер-Чехова, маршал Советского Союза Семен Буденный. Прозвучали - напутствие К.С. Станиславского, который в телеграмме пожелал: «Успеха в борьбе за настоящее искусство» и обращение старейшего в стране московского Малого театра, артисты которого…вызывали «новый коллектив ростовской драмы на творческое соревнование».

Все пожелания предстояло воплотить творческому коллективу, который к тому времени был удостоен имени «лучшего пролетарского писателя Максима Горького».

На второй день был показан первый спектакль «Мятеж» Д.Фурманова. Коллектив открыл новую страницу в своей биографии. Настолько, что долгие годы принуждали вычеркнуть из его славной истории 72 года существования ростовской драмы и начать новое летоисчисление.

Первое время, как утверждают очевидцы, в театр ходили не на спектакли или громкие актерские имена, а «посмотреть здание, насладиться делом рук своих, ощутить мощь страны, в которой жили».

Большой зрительный зал вмещал 2200 человек. Сцена состояла из двух вращающихся кругов-большого 24,5;малого-в 14 м. Помещение для оркестра было рассчитано на 100 человек. Изумленный венгерский писатель Бела Иллеш писал: «Если будет показана война, то по сцене пройдет целая армия с кавалерией, артиллерией и танками. Если на сцене будет совхоз-целые тракторные колонны смогут продефилировать перед зрителями. Парашют? И это здесь не препятствие».
Зритель получил отдельный зал для концертов, фойе, театральный музей, ресторан, библиотеку, зал для курящих и желающих просто провести антракт в тишине.
Для освещения сцены и возможности создавать на ней различные световые эффекты был изготовлен ряд световых аппаратов, обслуживала которые специальная подстанция. Её мощность была больше дореволюционной электростанции, дававшей свет для всего города.

За кулисами актерам там было вольготно и комфортно. У них вместо привычных гримуборных были теперь кабинеты «предусмотрено все, чтобы обеспечить максимальную производительность труда актеров, стимулировать их творчество, давать им повседневную зарядку бодрости и воли к труду».
Появилось много новшеств и отличий. Однако выстроить театр таким, каким он задумывался-не удалось.
Впрочем, в то время не было модным сознавать собственные ошибки. А потому с первых же минут и стали «трубить» о том, что «необыкновенный проект достойно воплощен в жизнь!». Что, увы, что было далеко от истины…

А если честно сказать, зданию театра не повезло изначально. И местонахождением - его построили на пустыре-свалке. И далее-при его строительстве несколько раз срывалась несущая конструкция. На завершающем же этапе произошла ссора партийных кураторов стройки с автором горельефов, украшающих здание. А скульптор Сергей Корольков в один из моментов жесточайшего спора схватил лопату и…соскоблил одного из персонажей композиции. Вскоре ваятель уехал вообще за границу, что в то время было равнозначно предательству. Отчего, долгое время был объявлен врагом народа, поэтому было запрещено даже упоминать его имя.

На скульптурных горельефах - «Железный поток» и «Гибель Вандеи» запечатлена братоубийственная война, которая особо проявилась на Дону. Многие угадывают в персонажах образы из «Тихого Дона».

Но все это ныне не очень существенно, кроме одного-в зрительном зале звук жил по-своим, только ему ведомым законам. Актерам приходилось сильно повышать голос. Но в то время сей факт, поначалу не сильно смущал. Ведь тогда всем в основном приходилось разговаривать лозунгами и призывами. Весь стиль жизни, его драматургия заставляла или подразумевала именно такой способ изложении мысли.

И тогда никто не обратил внимания на запись, которую сделал режиссер из Москвы Юрий Александрович Завадский, побывавший со своим коллективом на гастролях в Ростове: «…не завидую труппе, которая будет в нем играть». Но по иронии судьбы ровно через год после этого откровения, режиссер вместе с частью труппы, которую возглавлял в Москве, был переведен на работу в Ростов-на-Дону. По одной версии за неугодные творческие изыски, а по другой - «должен был показать пример в освоении огромной сцены».

Сегодня и это не важно. Главное, что столица подарила на четыре предвоенных сезона столичных актеров-В. П. Марецкую, Р.Я. Плятта, Н.Д. Мордвинова. По сей день, театралы называют этот период «золотым веком» ростовской драмы.
Ростов полюбил театр особой любовью, зрители ждали каждой новой постановки Ю.А.Завадского с особым нетерпением. В них ярко раскрывались творческие возможности и тех, кто с ним приехал и тех, кто работал в ростовской драме ранее.

Вера Марецкая сыграла главные рои в блистательных спектаклях «Любовь Яровая», «Укрощение строптивой» и «Горе от ума» и именно из Ростова ездила на съемки прославленного кинофильма «Член правительства». Здесь же у нее произошло, и большое событие в жизни-она родила дочку. Николай Мордвинов сыграл заглавные роли в «Отелло» и «Тигран» и выезжал на съемки к/ф «Богдан Хмельницкий». А Ростислав Плятт так вспоминал ростовский период: «В спектакле «Дни нашей жизни» Л.Андреева я сыграл роль резко отрицательную. Некого Эдуарда фон Ранкена, страшного человека со сложным характером. Но как, ни странно, я этого мерзавца любил нежно, как своего ребенка. Объясняется это тем, что именно тогда впервые почувствовал, как глубоко я влез в «шкуру» роли…и у меня состоялся первый в моей творческой жизни роман с ролью». Но для того, чтобы написать столь сокровенное признание, понадобился не один десяток лет. А тогда, в 1938 году, первым покидая Ростов, артист написал такие стихи:
«Я другой такой не знаю сцены,
Где так плохо слышен человек»…

Четыре года режиссер и актеры старались и боролись за освоение самой большой сцены. Ю.А.Завадский с коллегами победил пространство, объем, но только не звук. Москвичи «кричать» не умели, да и не могли. И в 1939 году они вернулись в столицу.

Оставшиеся артисты, костяк труппы, который перешел из драматического театра имени А.В.Луначарского продолжали трудиться и искать новые, более совершенные формы освоения сцены-гиганта. Правда это длилось недолго: через полтора года после отъезда Завадского началась война.

Словацкие легионеры на Театральной площади, Ростов, август 1942 г.
Словацкие легионеры на Театральной площади, Ростов, август 1942 г.

Во время войны даже был момент, когда линия фронта пролегала через театр. Ей послужил пожарный занавес. В феврале 1943 года фашистская зондеркоманда взорвала красавец- театр. И он 20 лет простоял зияющей раной в центре города.

Послевоенный парад у разрушенного театра (год не знаю)

Только в 1963 году его смогли восстановить и частично перестроить. Освящение здания состоялось 16 марта 1993 года - в день кода исполнилось 30 лет со дня восстановления здания театра. Но это уже другая история.

Восстановленный театр, 60-е гг.

Сведения об уникальном здании ростовской драмы можно встретить в любом архитектурном справочнике. А в Лондонском мемориальном музее в разделе «Русское зодчество» представлены два экспоната-макеты Собора Василия Блаженного и здания театра имени Максима Горького.

Наталия ПЕРМИНОВА.

 

Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 3344



Комментарии:

Это наша история. Спасибо за память, Александр.

Если сказал Пушкин, что Сальери отравил Моцарта, значит так оно и есть. Хотя на самом деле к смерти Моцарта Сальери никакого отношения не имеет.

То же самое с драматическим театром им. Горького. У Щуко и Гельфрейха проект назывался "Набегающая волна". Никакого отношения к трактору проект не имел. Тем более, посмотрите, какие трактора выпускались в то время как у нас в стране, так и за рубежом. Жаль, я не могу прикрепить сюда фото. Но это легко. Наберите в поисковике "трактор "Коматсу", и вы увидите, какие трактора выпускали в Японии в 1931 году. А если наберёте "трактор "Сталинец", узнаете, какие трактора были в нашей стране в 1933 году. Также можно посмотреть на трактор "Коммунар", 1931 года. Ничего общего во внешнем виде даже приблизительно нет. Кроме того, даже в литературе советского периода опровергается факт того, что театр - прообраз трактора (см. Т.А. Славина. Владимир Щуко. Лениздат, 1978 г.).

Устоявшуюся легенду, придуманную журналистами (или властями), опровергнуть невозможно. К этому привыкли и уже верится безоговорочно. Ну что ж, отнесёмся к этому спокойно.

И на каком таком суде истории Пушкин обвинил Сальери в отравлении

Моцарта? Воистину права была Марина Цветаева, когда писала:

"Всякое незнание... неизменно под прикрытие Пушкина, знавшего,

могшего, ведшего".

Ё-моё, а ведь пивные (а до них -- винные) сальери отравили в левой гусенице ростовского драмтеатра (отдавили ею) столько нахичеваньских моцартов...

------------------
|^^^Beer^^\\| \\_,_
|___________||___|__/)
(@)(@)*|(@)(@)**(@)

Замечательная пивная была в "гусенице". Единственная в Ростове, где продавались креветки. Частенько там проводилось время вместо занятий в РИСИ.

Пивную эту помню смутно. Захаживал, но пива в рот не брал, ибо мал был)

Жаль,что Вы, уважаемый wielkosc, не читали Моцарта и Сальери Александра Сергеевича Пушкина. Можете восполнить этот пробел вот здесь: http://lib.ru/LITRA/PUSHKIN/mocart.txt

 

Вот отрывок:

     М о ц а р т
     Он же гений,
     Как ты да я. А гений и злодейство --
     Две вещи несовместные. Не правда ль?
     С а л ь е р и
     Ты думаешь?
     (Бросает яд в стакан Моцарта)
     Ну, пей же.
     М о ц а р т
     За твое
     Здоровье, друг, за искренний союз,
     Связующий Моцарта и Сальери,
     Двух сыновей гармонии.
     (Пьет.)

"Постой... ты выпил... без меня?" (продолжение партии Сальери)

Как говорили в свое время собирателю тостов Шурику - не надо отрываться от коллектива!

А надо было как герой Высоцкого: "Ведь я же, Зин, не пью один".

Не могу не радоваться тому факту, что Вы читали "Моцарта и Сальери" Пушкина.

Спасибо за, надеюсь, бескорыстный совет. Очень жаль, что Вы с ним запоздали

лет этак на пятьдесят с гаком (первое прочтение). И тем не менее хотел бы

услышать ответ по существу. Надеюсь, Вы не отказываете Пушкину (как и 

любому творцу) в праве на художественное переосмысление исторических реалий,

пусть даже они и зиждились на слухах и сплетнях. Гениальность Пушкина в

том и заключена, что он выделил ту единственную гипотетическую составляющую,

на основе которой Сальери мог бы отравить Моцарта. Мог бы не означает, что

отравил. Но обыватель, охочий до чужого грязного белья, особенно если речь

идёт о белье гениев, с нескрываемым удовольствием переварил гипотезу в

факт со всеми вытекающими последствиями.

Прежде чем продолжать озвучивать эту версию, советую ознакомиться с

историей вопроса, в частности с биографией Сальери, его последними годами

жизни, омрачёнными означенными обвинениями, его попыткой самоубийства

и сумасшествия, с его, наконец, как мне думается, искренними просьбами к

своему ученику Игнацу Мошелесу обелить его перед историей. А было это

почти за десяток лет до рождения столь охотно читаемой Вами трагедии

Пушкина.

Post scriptum: иронизировать над чужим мнимым невежеством не стоит даже

в том случае, когда ты сам отягощён избытком знаний. Чего в природе не бывает.

NN предложил привлечь в качестве арбитра-реаниматора дух Адия Кутилова. (Наверное, по той причине, что омичи всегда неплохо разбирались во всяких разных "скрымтымнымах"!) 

 

Известно всем, что звери - звери,
огонь - огонь, цветы - цветы...
Что светоч подлости - Сальери,
а Моцарт - гений доброты.

Но день текущий поминутно
ломает мнения людей...
...Итак, приказ: внушить кому-то,
что был Сальери не злодей.

Задача трудная, бесспорно,
но разрешимая вполне...
Начнем с того, что день был черный,
и Моцарт Смерть видал во сне.

Она в Сальерином камзоле
всю ночь тиранила кровать...
Ах, мысли, мысли, си-бемоли...
"Давай, Сальери, выпивать!"

Так он сказал, совсем невинно,
не глядя, в общем-то, назад...
Но в черной крышке пианино
он видел все: вино и яд!

И хлынул мыслей водопадец,
и Моцарт с каменным лицом
проговорил:
- Сальери, братец
сходи в подвал за огурцом...

Пока один бродил в подвале,
другой - стаканы подменил...
Сальери в церкви отпевали.
Весь свет Сальери хоронил.

Аккорд...
Рыданье...
Суть идеи...

И в заключенье - грозно взвыть:
"Доколе ж Моцарты-злодеи
нас будут ядами травить?!"

А я думаю, что всё было так: Сальери на глазах Моцарта хотел

совершить акт суицида, но Моцарт, послав его в подвал за

огурцом, действительно подменил стаканы, чтобы бросить

тень на безвинного человека. Поступки гениев непредсказуемы, 

в этом и заключена интрига.

Пока у вас суть да яды, я решил для пользы общего дела (надеюсь, безвредно для правообладателей, но если они накатят -- удалю) поместить фильм о Кутилове на Ютьюб (45'):

Или он же со слов Евтушенко.



 

 

Я чуть изменил пропорции, чтобы театральная роль "набегающей волны" этого военного трактора стала выразительнее... :)

 

Спасибо, adada-inn.

"Сталинец" ещё смешней. http://my-traktor.ru/traktory/traktor-stalinec-60.html

Будем справедливы, у харьковского "Коммунара", в отличие о других тракторов конца 20-х, налицо черты будущей набегающей танковой волны: а) задний скос за баком и передний под радиатором, сообща сообщающие профилю машины наклон вперед, и б) гусеничный ход с архитектурно прикрытыми катками, выглядящий весьма архетипично и театрально.

Револьт Пименов, живший на Нольной в непосредственной близости от "волны", пишет в воспоминаниях:

"К этой поре город Ростов и поселение Нахичевань неразделимо слились.Официально Нахичевань стала титуловаться “Пролетарским районом г. Ростова”. Бывшее пшеничное поле, разделявшее их, застроили громоздким уродливым зданием Ростовского драматического театра им. Горького, выполненным в форме трактора — символом эпохи то ли коллективизации, то ли индустриализации. Тогда почему-то думалось, будто бы трактор — это неповторимая особенность социализма, присяга ему на верность. Даже в имена детям давали иногда “Трактор”. Ниже от театра построили спуск к Дону; потом его сломали, застроили домишками, и 1981 году заново строили — как бы в первый раз — Великий Спуск к Дону."

Когда Нобель исключил из числа кандидатов на свою премию математиков,

он словно бы заведомо подразумевал появление таких личностей, как

Револьт Пименов. С юношеских лет только и занимался тем, что поливал

грязью свою страну. Вот и в воспоминаниях у него прекрасный южный город

всего лишь поселение, и здание театра уродливое. Мелкий пакостник всю

жизнь нянчивший свои мелкие обиды и комплексы,  в конце концов выросший

до "величины" , чтобы быть отмеченным столь милым ему Западом.

   Милый, милый, смешной дуралей,
   Ну куда он, куда он гонится?
   Неужель он не знает, что живых коней
   Победила стальная конница?

 

У каждого времени свои дуралеи и своя конница. Я верю (может быть даже помню), что образ трактора был романтическим для моих предков, что они связывали с ним сытное и счастливое будущее. Тем более, трактор, который стал прообразом будущего танка-победителя.

Если Щуко и Гельфрейх интутитивно прониклись этой идеей -- это нормально, они имели на это  художественное и социальное авторское право. И принижать их решение только на том основании, что трактор потерял теперь свою былую сакральность, -- некорректно, нетолерантно, неэкуменистично и хочубей! :)

"В феврале 1943 года фашистская зондеркоманда взорвала красавец- театр."

Я слышал, что на театр сбросил бомбу советский лётчик. Существовала картина одного немца - свидетеля страшного пожара в театре (картина якобы была подарена городу, но где она теперь - неясно). Думаю, что если зондер-команда взорвала театр, то только перед отступлением. И получается, что другой немец в это время не драпал из города, а стоял перед мольбертом и живописал.

А это - фотография театра в пятидесятых годах.

%%А это - фотография театра в пятидесятых годах.%%

 

Судя по ссылке -- в 50-х 19-го. :)

Да, но ссылка на фографию не работает, восстановите ссылку, редакторы! Или разместите фото в начал статьи

Лично я закрытыми ресурсами, типа Одноклассников, пользоваться избегаю, поэтому могу говорить о проблемах с публикацией изображений с них только предположительно. А предполагаю то, что без регистрации на этом сервисе картинку с него посмотреть не удастся.

Если хотите ее показать нам -- перебросьте на открытый ресурс, например, на Радикал-Фото, или создайте для этой цели свой простенький сайтик.

 

 

"Словацкие легионеры на Театральной площади, Ростов, август 1942 г"

Судя по состоянию театра, зондер-команда уже "поработала"? Зачем было немцам в 1942 году взрывать театр? И ведь театр горел несколько дней, страшный пожар был виден со всех районов города.

Точная дата неизвестна, но это явно летний снимок. Вермахт и союзники массово проходили через Ростов именно в конце июля-августе 1942 года - шли на Кавказ. Поэтому я так уверенно датировал. Иначе выходит, что словаки маршируют через мирный советский город, согласовав шествие с муниципалитетом) А театр пострадал, да, шли бои, Ростов бомбили. 

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail