Юрий Круглов. Эти разные Тайны (о донском тайноведении)

А А А

 

Фрагмент из биографии
 
 
Тайна окружала с детства. Оно проходило в Дзержинске, самом загазованном городке Горьковской области. Городок молодой. Развился при заводах в 30е. И сразу Имя. Главного чекиста Страны. Только сейчас начинают говорить о подлинной роли Ч К в истории. О её деятельности. А тут городок имени главного чекиста.
И часть жителей городка была связана с тайной. Они работали на оборонном секретном заводе по выпуску, снарядов и патронов. К стати поэтому в сараях при бараках в которых жил люди можно было найти и порох и патроны. От винтовочных до пистолетных. Опять Тайна- как они попадали с завода в сараи рабочих. И у детей рабочих, мальчишек по преимуществу была своя тайна. Порох и патроны рвались, и взрывались в кострах на укромных полянах со страшной силой.
 
Городок был серенький и жизнь серенькая. Яркое воспоминание детства хождения строем. По улицам от Дет сада . Строем толпа рабочих на проходную Толпой на рыбалку. За грибами. В пивную. Городок был алкоголизирован изрядно и понятно почему. Перспектив нет. И слова такого не знали тогда. Позже выясниться что рядом опять была тайна Причем большая. Государственная К Гбешная.. Рядом в Горьком жил Сахаров. Но Горький тема отдельная.
 
С утра Электричка на Горький полна рабочими. Матерятся играют в потемневшие, полутряпичные от частого употребления полустёршиеся карты . Хохочут Работяги едут на смену. На то самое секретное предприятие. Вечером всё повторится.
По воскресеньям у пивной полно народу. Для их детей была другая тайна. Собираться за сараями в сараях. Перебирать патроны. Токарить финки из железных полос. Для ребят постарше тайна была уже озвучена девчачьим смехом. И всё там же за гаражами. Я был мал и те тайны мне были не интересны.
 
Ярким пятном пыхнуло и поразило другое. Золочёные купола, мелькавшие из окна электрички при проезде на Москву. Такие неотсюдошные. Позже тайна приоткроется. Узнаю что купола Владимирские. Соборные . Потом увижу во Владимере снежным деньком Золотые ворота .Облупившиеся. Серые. Посреди проезда. Привычных замызганных машин. Вдруг такие нетипичные. Из другой жизни. Для других людей. Не люди с пивным перегаром в них входили. А потом узнаю, само местечко то не такое уж суконно- заводское. Что это земля Нижегородского княжества. Его историю таили. В дореволюционных изданиях, которые лежали только в крупнейшей библиотеке Горького. Эту тему окутали ватной прокладкой умалчивания. Узнал – повезло. А не узнал — не скажут, даже если видят что интересуешься. Его Кремль тогда помнился как осыпавшийся, грязно охристого цвета, замызганный Поразить не мог, но позже уже в взрослеющему пришло восхищение тем что это след изысканной роскошной Италии на татарской границе. И возвели его потому, что тут такие страсти кипели что на трёх Дюма хватит. И Орды наскакивали, причем опять тайно неожиданно. И князья тут о первенстве мечтали. О великом Нижегородско-суздальском княжестве. И патриархи Посохами трясли. Но никто об этом не рассказывал. Даже памятник Минину как то казённо стоял. Особо и не знал никто чего да как. Туристы по кремлю бродили вяло и не подозревали, что тут вытворяли, слушая монотонный голос экскурсовода а он и сам скучая не знал.
 
Значок и тайна
 
Пробил дорогу в тайну значок из серии «Золотое кольцо». Значок с оленем. Это тотем Образ- Нижнего. Горького. Он был как лучик фонарика в тёмном тоннеле.
Оказывается, был советский город Горький с его заводом Газ. И был Нижний Новгород столица княжества, которое граничило с Золотой Ордой, а позже с казанским ханством. Торговало по Волге. И тут притаили такой пласт. О старцах раскольниках на её берегах. Кладах Разина. Путях восточных купцов тысячелетием раньше. Значок тянул по цепочке внимание к другим значкам из этой серии. Оказывается, я вырос в Золотом кольце русской истории! И купола Владимира, и его Золотые ворота фрагменты чего то очень значительного, о чем спросить было не у кого и прочитать негде. Хотя я был активнейшим посетителем библиотеки. Книжка по краеведению была забетонирована фактами установления Советской власти в этом краю и фальшиво патетическим изложением событий Великой отечественной, а то что было до того излагалось на одной двух страничках смертельно тоскливым тоном и корявейшим языком.
 
А значки были наглядными, яркими, манящими и они были отлично сделаны. С любовью. Ребёнок это четко понял. На значках вставали на дыбы золотые львы с топорами Сверкали крышами кремли. Раскидывали крыла геральдические звери. Но даже всю серию собрать было сложно. Раскупали. Она придёт позже. И почти всё что было изображено на значках было для серого слоя повседневки тайной. Оказывается,у городов были гербы. Оказывается, близлежащие города Суздаль и Владимир это целые столицы княжеств. Оказывается, тут этих княжеств было понатыкано как опят на пеньке. И это русские а было ещё финно-угорское племя «меря» - и моя серенькая тихая Ока таит в своём названии корень слова исчезающего народа. Он когда то жил здесь и сейчас доживает. В городе Муром опять было княжество и богатырь Илья оттуда. Но главное «Калевала» одна из любимейших книжек детства соединяет свой мир в яркий и волшебный мир с миром Оки, потому что на берегах Оки в VII-VIII веках жили родственные племена. Родственные тем что сочинили Калевалу. Это было потрясением. Опять тайна рядом. Рядом что то яркое, глубинное,мощное.
 
Тайны бабушки
 
Моя бабушка не ходила в церковь. Она с 1910. В детстве она ходила в молельный дом. А вообще в семье предпочитали молиться дома. Это открывалась ещё одна тропинка к волжскому потаённому мира . К кержацким молельням. Кораблям-скитам. К заволжским старцам. К сказаниям о граде Китеже. Исчез град от ворога утаился, но жив. И это всё тут- на внешне сереньком фоне пахнущем пивом, заводской смазкой и желтым газом от заводов на окраинах. А ведь старообрядцы люди иного мира. С иными лицами и житием. но развить эту тему мне было негде и не с кем. О Серафиме Саровском, что был также неподалёку и слыхом у нас не слыхивали или не говорили. В детстве меня крестили в одном из Новгородских соборов. Помню как плакал. Огонь свечек окружал и был совсем близко и очень пугал. И сладкий вкус и скользкую серебряную ложечку во рту помню. И бородатого поблескивающего золотом священника . Лицо- нет .Только мерцающая в свете свечей одежда священника, запах ладана. Гул церковного пения. То что крестился привило интерес к старообрядцам. К людям могучего норова и огромной духовной силы .
Правда была ещё роскошная природа Левого берега Оки напротив Дзержинска. Там были километры васильков. Километры ромашек. Сейчас в это трудно поверить.
 
Эзотерик из поезда
 
Поезд везет меня из Москвы в Дзержинск. На дворе 1982 г. Мне 15. Рядом худощавый рослый мужчина удививший всё купе тем что во время обеда на фоне сала, куриных ножек, долек огурцов и помидор поставил маленькую баночку с травами. Ложкой из неё черпанул и запил водой. Женщины с избыточным весом и бабушки сидевшие неподалёку притухли .А он начал рассказывать о том что сам накосил одуванчиков у себя в огороде и ест это. Начал говорить о травоедении. О воспитании детей без запретов. О том, что дети у него дома ходят голые и сам он голый ходит. У женщин восторженный интерес сменился настороженностью а потом сдерживаемым раздражением. Я слушал внимательно. Такого человека я видел впервые. Когда мои уши остались единственно неохваченными он заговорил Со мной о недавно вышедшей в журнале публикации Сидорова «Семь дней в Гималаях». Она тогда взорвала читающую общественность. Публикация взвилась как знамя, вокруг, которого можно было официального объединиться тем, кто таил свои интересы. Я публикацию ещё не читал и о Сидорове, и о Рерихах слышал впервые. Я тогда и слова «эзотерика» не знал и моя Эзотерика была более историчная , древнерусская, дохристианская да ещё и из «Золотого кольца», из забытого Нижегородского княжества. Правда, какая там была эзотерика, это была просто позабытая история, но а Старцы, а клады и волжские подземелья и пещеры, а атаманы с необычными способностями. А путешествие в Гималаи мне не казалось таким уж поразительным, но слушал я очень внимательно. Это было ни на что доселе не похожее. И человек честно исповедовал то о чём говорил.
 
Он понимал что о эзотерических практиках со мной говорить ещё рано но сам мир эзотерики я впитывал страстно, это он тоже видел. Не запомнил его имени. Не встретил второй раз. Мы все ехали по своим делам. Я писал исторические рассказы Мой мир был историко-литературным и касался он эзотерики только боком. Однако встреча состоялась. Как и другая.
 
Иванов
 
Здравствуйте детки - прогудел на весь декабрьский вагон после того как отьехали от Лихой, огромный бородатый мужчина в одних чёрных трусах. Я был на боковой полке и как то сжался от неожиданности. Он был совсем рядом. И больше ничего Он куда то прошел и молча сел в другом купе. Но это было.
 
А потом спустя несколько лет был расстрига- священник из Рериховского клуба, который пригласил меня на Чувилкин бугор в день рождения Иванова.У него была машина и я поехал. Обращение к бугру, к небу. Там был хоровод. Мы в него включились. Нам предложили снять обувь Я испугался но согласился земля оказалась мягкой и тёплой. Заходили в дом Иванова. А теперь всё это стало легендарной историей. Иномирием.
 
Автобиографическая проза. Часть вторая
 
Тайноведение. Записки из прошлого тысячелетия
 
 
Чем разочаровал Дон
 
А где кремли-эти средоточия тайны?- возмутился ребёнок разочарованно оглядывая донскую землю, когда он впервые на неё приехал .Где эти средоточия исторического аромата земли, в которых жили гордые князья. В их палатах шепотом решалось, то что потом гремело над головами людей всего края. Под их стенами звенели саблями сражения. В Москве Кремль- легендарный, всем известный. Во Владимире. В Горьком, с именем у каждой башни. С легендой о каждом имени. Со своей историей и судьбой. С подземными ходами и кладами.
 
И Ростов по сравнению с тысячелетними городами Руси казался совсем мальчонкой .Даже не подростком. Вобщем всё оказывалось скучно и не интересно. Тайна осталась позади.
Тем и отличаются суждения ребёнка, что они- эмоциональные, поверхностные и поспешные. Прошло немного времени и я пришел в исторический клуб Ленинского р-на «Чайка». И там открылась новая дверца. Поистине не ленитесь открывать скучные поверхностные двери. Вдруг перед вами откроется дверь потаённая. И она открылась Да какая старинная. Да какая тайнючая.
 
Танаис
 
Оказывается это город Гермеса. По крайней мере, его культ, там исповедовали, что следовало из найденной его статуэтки. А Гермес- это тайноведение высшего посвящения. Это я узнал гораздо позже,а сначала я туда просто приехал с ребятами из клуба.
И вот чего видел, но не знал. В тайне так всегда Люди часто видят- но не знают истинной сути того, что видят или знали но не видели, когда знали по книгам или рассказам.
 
О том, что я видел но не понимал,
и о том, что потом понял, но уже никогда больше не видел
 
В Танаисе мимо ходили настоящие тайные люди, создавшие тайный «союз пера и стакана».Скрывавшиеся от ростовской духовной власти. Днём они были ленивыми электриками и каменщиками, чернорабочими. Настоящими людьми, яркими и загадочными казались археологи, которые открывали тайну лопатой в прямом смысле слова, а вечерами всё менялось. Археологи оказывались одномерными Плоскими, как картонка. Вот они видят верхний слой материальной реальности, которую сами откопали и дальше его видеть не хотят или не могут. И они, законно усталые , с чистой совестью ложились спать. А дневные бездельники, словно того и ждали, превращались в тех, кто на глазах изумлённой, преимущественно женской публики начинал сотворять миры поэзии, истории, живой культуры. Они не трясли черепками и поржавевшими железяками, они из сердца вливали сразу в сердце что- то вечное, нежное, страстное. Они возжигали костры и свершали тайные любища и питища в честь Диониса и Афродиты, но была ещё и муза поэзии. И она, а не грудастая, крутобёдрая Афродита была главной, правда иногда казалось, что побеждал просто Силен. Он же Сатир.
 
И это был мир Танаиса. А я видел третью реальность. Меня поразили на стендах бледно нарисованные карты торговых связей Танаиса. Они вели в Александрию, город великих мистиков Античного мира. Вели в Афины орфиков и в самый Рим. В Рейнские стоянки германцев и римских гарнизонов. На восток и на запад. Ничего себе размахнулся городок в пыльной степи. Позже окажется, что в Танаисе в I е века н. э. были «фиасы» - тайные братства. Люди здесь искали своего бога. Не хотели жить двухмерной материальной жизнью. Как они превосходили в этом огромный Ростов, который появится позже. И значит, образ Гермеса для них был не только миром плутовства и торговли. Прозвание «Трисмегист» им тоже было знакомо.
 
Азов
 
Он пришел через исторический роман Бородина о Тамерлане. Я был под впечатлением грандиозного образа Железного хромца и вдруг в своём клубе я узнаю, что Тамерлан здесь был в 1395 году. Это было потрясением. Огромная, всемирная история вдруг резко придвинулась и задышала прямо в лицо. А мне то история Дона казалась до этого третьеразрядной. Ни кремлей. Ни князей. Были какие то донские казаки, но краеведы постарались изо всех сил со своим суконным языком и чёткой формулой.(Не все. Были имена но их так затирали… ) О 20 веках Донской истории на 3 стр мелким шрифтом. А периоды установления Советской власти, период Великой Отечественной и Восстановления и главное Советский период- на остальные 99 % текста квадратных, унылого вида книжечек на пожелтевшей газетной бумаге.
 
Там ни картинок, ни ярких фактов, максимум пара черно-белых фотографий, периода Великой Отечественной. И на этом фоне выясняется, что Тамерлан брал Азов. А рядом с золотоордынским Азовом возникает венецианско-генуэзская Тана. То есть из Венеции и Генуи приехали люди и построили здесь торговую факторию которая превратилась в город с башнями и соборами. А кого не пленял образ страстной, томно- роскошной узорчатой Венеции- только духовного импотента. А отроческая фантазия сдержанностью не страдала. Да ещё когда позже узнал, как применяли венецианцы полученное знание, как городок не имевших никаких ресурсов становится драгоценным чеканным ларцем Европы. И бриллиантами в ларце сверкают не камни, а Люди. Марко Поло, Казанова , Тициан и Каналетто.
 А Венецианские дожи! Одна история о том, как дож Дондоло в 1204 году с помощью тайного знания привезённого через Азов из Китая и которое там зовётся «Стратагемы» повернул ход средневековой истории- потрясает истинного тайноведа. Старый, слепой дож как тряпичных кукол развернёт в нужную ему сторону огромных, мощных, рыцарей из 4 го крестового похода, которые разрушат великий Константинополь, обрушат этим Византийскую империю. И не заподозрят что это всё- благодаря свиткам из Азова, переведённым с китайского. Большинство из рыцарей и читать то не умели. А я умел, и ринулся в Азов.
 
В музее, разумеется, Советским периодом изо всех сил глушили мой порыв, но огонёк блеснул. Я чувствовал, что здесь было- что то грандиозное. И ещё образ Тамерлана. Он не информировал, он скорее дал почувствовать, интуиция неслась вперед информации. И опять ударом грома- со стены музея жахнула карта «торговых связей средневекового Азова с миром».Звучит то как сухо и тоскливо. Она и Внешне была никакая, но какая внутренне. Оказывается в самый центр великого Знания о людях, О душах и умах, о мирах незримых - в Китай. В его столицу- Хан Балык. В Поднебесную империю шел прямо из Азова (тогда Азака) Шелковый путь. Оказывается и величайшие торговые города Востока пускали свои караваны на этот шелковый путь. В Азов привозили жемчуг из Цейлона- где бродил сам Будда. И ещё одна информация невнятно и смутно блеснула. Здесь были дервиши.
 
Здесь была их Ханука. Они ходили по Шелковому пути и провозили с караванами тайные свитки. Они везли с собой в Азов тайну. О душе, о новых мирах, за гранью видимого. В советское время о дервишах ребёнок мог узнать и только из одного источника- Из Восточных сказок.- И в этот мир он погружался преглубоко. Образ дервиша поразил уже в детстве. Он был не одномерный, как богатыри и рыцари. В нём было ещё что то, что очень хотелось понять.
 
И это было только началом. Азов оказался китайской шкатулкой в шкатулке, в которую запрятано ещё несколько шкатулок. И все они советской подачей информации были оторваны друг от друга. Всё приходилось связывать по ниточке. А ведь не хватало элементарных знаний , понимания значения тех фактов с какими столкнулся . Было одно сов- реалистичное критическое мышление. А тут его было маловато. Факты требовали иного подхода и иного видения. Они были из другого ряда . Дервишей в простую рамку торговых связей не запихнёшь. Лучше их просто обьявить фактом случайным и значения не имеющим.И закрыли тему. Но это подход зав кафедрой, когда хочешь зарплату за изучение истории получать. А когда это делаешь для себя- зачем же торопиться и что то закрывать, может лучше присмотреться. Вдуматься.
 
Что видно с Азовского вала
 
Елизаветинская.
Ещё одно тайноведческое чудо. Властные златобородые скифы врываются на эту землю в V II в до н. э. и поверх могил покорённых ими племён устанавливают свои. А потом тут Возвышаются царские курганы Пять братьев. И в них есть вещи которые поведают миру поразительные открытия .Эти вещи из сакрального металла. Для кого то его блеск затмит информацию, которую они содержат. Но это не для всех.
 
Здесь одна из степных столиц Великой Скифии. Вот так вдруг и сразу. Добрые археологи уже много лет бьются, чтобы этот факт признали всемирно значимым и материализовали. Поставили музеи и культурный центр. Наивность человеческая не знает пределов. Честь им и хвала за их порыв. В Англии и Скандинавии мир курганов воспели. Все знают, что Там живут целые племена подземных жителей. Маленького народа. Вокруг курганов вьется золотая струйка просветительского туризма. Но это не про нас … Нам этого не дано. У нас мир страстных, но одиноких энтузиастов, бескорыстных и бессильных. И в этом наше своеобразие.
 
У нас всё личностно. И личное восхищение тем что тут были люди с золотыми колчанами- горитами, на которых оттиснули историю Ахиллеса, было велико. Эти люди в VII в. до н. э. пошли на Восток. Дошли до его известнейших сакральных центров, таких как Вавилон с его жрецами и астрологическими тайнами. Привезли оттуда потрясающие медицинские ,астрологические, психологические, религиозные и другие сакральные откровения. О том как они применяли их свидетельствуют археологи и Геродот. О том, как смогли нагайками разгонять вооруженных врагов, одерживая стратегическую победу в переломный момент в своей судьбе. О том, как назвали себя «царскими», а это значит, представили себя такими и наполнили это понятие реальной энергетической силой. О том, как думали о бессмертии и научились бальзамировать тела жрецов и царей.
 
А потом от Рифейских гор, мест, где обитают золотые грифоны, от Урала пришла новая волна родственных, но чуждых им племён. И растворила их и началась другая история. И потому погасли костры в Елизаветинском городище и вспыхнули в Танаиса. Но речь сейчас не о Танаисе, а о этих племенах.
 
Открытие из хрущевской Хрестоматии
 
Что может быть скучнее слова Хрестоматия? Сказал и уже спать хочется. Это что- то тоскливое, скучнющее. Но это я о тех, кто не умеет пользоваться штукой с названием «документ»- «подлинник».Для кого эти слова ничего не значат- тем и объяснять не стоит. Когда нибудь люди напишут историю дозирования информации в России. Это удивительная тема. Именно для России, потому что в ней со времён Владимира крестителя начали урезать и перекраивать информационную картину мира. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» это уже банальность, но… для профанов. Для них великие истины, которые надо упорно применять, а не бездумно повторять, вообще не имеют значения.
 
В 60 г XX в хрущевскую оттепель информационная железная стенка чуть- чуть приоткрылась. Строго до середины шестидесятых. И в эту щель в «Хрестоматию по истории Средневековья» надуло несколько страниц из уникальнейшего документа одного средневекового скальда Снорри Стурлуссона «Круг земной». К стати, скальды именно тайноведением и занимались. Магия, духи, руны и всякое подобное. Это было частью их ремесла. Без этого их саги небыли бы такими полнокровными. Так вот в «Саге об Инглинах» рассказано об Одине .Боге Асов, который пришел в Скандинавию из страны Свитьед, что на берегах реки Танаис.
 
А на берегах Приазовья в это время кочевало реальное племя асов. Сарматское. Это как раз та новая волна, которая пришла и притопила скифов. Связь между Асами- сарматами и асами из саги ещё надо доказывать, тем более что этих Асов как и Одина в Скандинавии признали богами Но для тайноведа информация впечатляющая .Тем более пришедшая из научной Хрестоматии. А много позже, в 2001 на весь мир прогремит из Азова заявление Тура Хейердала , человека, который сам будто из саги- Что Один мог родиться на берегах Приазовья. Хейердал- путешественник причастен к тайноведению по- полной. Один его поход на остров Пасхи чего стоит. А это только один из множества. С ним посчастливилось познакомиться. Но сейчас не об этом.
И он и Хрестоматия будут позже, а ранее Открытие поразительного племени сарматов, которые поклонялись мечу. Знали магический обряд- олицетворения себя со своим мечём. Благодаря чему и победили скифов и одерживали победы ещё много веков подряд.
 
Ещё Скифы поклонялись Золотой чаше, а сарматы обожествили образ всадника с копьем, сплошь покрытого железом (его изобретение и принесло им изобилие славу и счастье ).И эти образы опять поразительно перехлестнутся с образом из детской книги сказок сказаний и преданий . Это был образ Персиваля, всадника в железе, с длинным копьём, ищущего Грааль - Золотую чашу. Этот образ освещал всё детство такой аметистовой аурой. И вдруг оказывается, что истоки этой красивой тайны где- то здесь, а не в далёком Камелоте. Вот это землица, ай да край с биографией на трех страничках. Позже придёт осознание что поиск Грааля это скорее всего описания Духовного процесса, значимого для думающего человека. Поиск чего- то внутреннего в себе и в жизни. Невидимого, но очень значимого. Это уже игры для седеющих дядей и зрелых теть.

И эти духовные процессы невидимой, нематериальной жизни, значит, были и здесь и протекали в неизвестных нам формах. А глянешь- не подумаешь. Вроде Степь- не сумеречные храмы, не чащобы среднерусские, вроде так не похоже, а поди- ты было, да ещё с какой глубиной.
 
Как открывались секреты Казаков
 
 
Крепко насолили донские казаки Советской власти. О запорожских я знал с детства. Это в средней то полосе России. Видел картину Репина в репродукциях, на марках, на вокзалах и в клубах. А позже в учебнике по литературе. Гоголь «Тарас Бульба».А о донских …не давали главного яркого образа, а потому факты если и попадались, то растворялись в сознании. До Шолоховского «Тихого Дона» тогда не дорос. Фильма ещё не понимал, а книгу и купить было трудно. Какие- то предводители крестьянских войн совсем не вдохновляли.
 
Казачество стало открываться через людей .Через литераторов- ровесников, которые духовно были гораздо старше меня. Я умел остро чувствовать, а у них была ещё и заветная информация. У одного напрямую- через историю семьи, а у другого опосредованно через книги и родовые предания, но она была не менее поразительна.
А тут опять любопытная деталь Один- предводитель надземного мира, Валгаллы, сам получатель тайных знаний. Сам к ним стремился. И эти тайные знания передавались ещё и через Мёд поэзии. Поэзия и тайное знание оказались связаны И это именно азовская, донская традиция- если верить средневековому скальду Стурлуссону и современному путешественнику Хейордалу. А в 15 лет я прихожу в литературную студию «Лазоревый цветок» при Союзе Ростовских писателей, где разумеется, встретились поэты, но совсем неожиданно было, что родители и знакомые этих поэтов оказались матёрыми тайноведами. Не забывайте- в советское то время.
 
Назовем моего друга Сын тайноведа. От него я впервые узнал, о жесткой информационной иерархии советского времени. Оказалось, что там целая информационная пирамида.
Информационная пирамида Советских времён. Доступы к тайне.
 
Если ты серьезный человек и хочешь фундаментальных знаний по своему вопросу, то разумеется тебя районная библиотека не удовлетворит. Она- низшая ступень . Более высокие- Университетская библиотека и Областная и Городская. И там есть ещё редкий фонд, о котором не всем рассказывали, и уж конечно не пускали с улицы. Но и это не пик. Пик- это частные библиотеки. А вершина пика, коллекционеры самые почитаемые- собиравшие дореволюционные издания и полные собрания сочинений в этих частных библиотеках. Это действительно пик вершины. А в Заоблачных далях –работа в Государственных архивах с подлинниками.
 
И на каждой ступени нужно пробиваться. Обращаться- так в главную библиотеку города .А оказывается, что в ней, то есть в библиотеке им. Карла Маркса, существует ещё и редкий фонд. Уже в редкий фонд Областной библиотеки надо было брать направление из серьёзной организации. У меня таковой оказалась Ростовская Писательская. А в Редком фонде свои тайны ящичков с картотеками. Всё находи сам. Авось повезёт. И в Архиве потом удалось поработать, но это уже по направлению Университета - историку. А юному литератору (изредка бывает и шальное везение ) открылось сразу общение с уникальными изданиями из частных библиотек тайноведов.
 
Оттуда хлынули даже не факты неизвестные, а концепции и мировоззрения. Донская информационная пустыня - плоская и серая вдруг вздыбилась Гималаями с такими высотами уносящимися в заоблачные дали… Перед этими фактами блекли, выцветали и осыпались все любимые приключения героев Дюма, а это почиталось за образец яркой картинки истории.
Казаки без выдумок на самом деле династии свергали и ставили. И это был не самый яркий эпизод их тайной жизни. Потому и на мир они смотрели совсем не по - советски и даже не по монархистски. Это была частность не всех касавшаяся.. Персонажами они оказались очень и очень своеобразными.
 
Во-первых, вдруг выяснилось, что сами по себе казаки до сих пор никому не нужны и не осмыслялись как вещь в себе. Царские историки писали - как они служили царям , советские как они служили- советам. Этнография была тоже Советская. Пласт тайноведения она увидела, услышала, но на кафедре за это не только не заплатят и по головке не погладят. Ещё и по затылку дадут. А сейчас бросились к носителям сокровенного, а скрыня то рассохлась, треснула и опустела изрядно. Может, есть ещё на донышке, но с маху не добраться. Глубоко. И уникальнейший гигантский культурный массив уходит в нашем урбанизирующемся обществе непонятый и не неосмысленный. В начале 80х XX века это была полузапретная информация. И её казалось невероятно много.
Гоголь затронул тему о запорожских казаках характерниках. В прозе Советская власть ему эту информацию не закрыла.
 
Тайноведы-травники и тайноведы-историки
 
Старшой Вячеслав
Зимин
 
Когда то его Назвали Партиарх Донского казачества А мы его будем звать сокращённо Патриарх.
У него было все три составные тайноведа- уникальный жизненный опыт из мира для нас уже легендарного. Огромная библиотека. И архив с Музеем в котором были и Документы Иконы Живописные работы. Его сила была в личном опыте. Он мыслил критериями советским порождениям недоступными. О казачестве и русской истории он знал концепции каких тогда и представить было не возможно. Потому что опирался на уникальные материалы которые ему пересылали из за границы.
 
Чем очаровал Дон
 
Оказывается по Линии тайноведения на Дон тянулись многие нити. Едва уловимые в донских ковылях. Всё время стремившиеся потеряться, скрыться .
По Шелковому пути несколько веков везли тайное знание о человеке, о власти над собой и над другими, а возможно везли и магические формулы, и заклинания. Везли дервиши с востока, из Каира и Багдада, везли купцы из Китая. Везли разные потаённые странники из Персии. И чтобы передохнуть, всё сгружали, пересыпали и распаковывали в Азаке –Тане как тогда назывался Азове .
Нешто не просыпались крохи за века на дорожку.
 
Караваны следовавшие из Китая сопровождали казаки служившие в Азове. По вере они чаще всего были- мусульманами. По этносу- тюрками или монголами или смешанной крови Но мог попасться и православный славянин, или так же человек смешанных кровей, но казак по образу жизни и духовным интересам. И вот такой казак и мог соприкоснуться в восточной тайной.
А была и своя традиция. Её несли ведающие Ясу степной закон - ясаулы. Ею делились и избранными . Не на виду и не прилюдно. И тогда мир начинал делиться для человека на тайный и явный .
 
Где чему и как учили ясаулы
 
Кто такие были эти хранители . Во первых- о Степном законе, Ясе. Темучжин не выдумал Ясу. Он её использовал максимально эффектно. А родилась она задолго до него . Ему озвучили Ясу мудрые люди, которые держались в тени. А он вышел на Круг, вооружённый этим знанием и сумел его использовать.. Эту тонкость не все поняли, потому что не все и хотели понимать . Позже Ясу записали. То что запомнили, а потом, записав, не стали перечитывать и вовсе забыли. Когда создалась Золотая Орда –это уже было большое отклонение от Ясы. И потому позже ушла сила из Ордынских луков. Остались лишь надменность, злоба и жадность. А ведь в Донской степи задолго до прихода Монгол жили и Скифы, и Сарматы, и Кипчаки –Половцы. И славяне- вдоль степных рек. И многие из них Ясу- как часть закона жизни, не забыли. Как и верования дедичей и отчичей .И не просто не забыли, а ещё и жизнь по ней стали строить.
 
Захотели предки казаков озвучить тайну закона жизни, как Ясу- так им захотелось. И хранителями Ясы стали Ясаулы, но это были тайные смыслы и тайные тропы. На поверхности- ясаул помогал атаману. Руководил сотней воинов. Проводил круг. А уже тут великие открываются бездны Но –верхогляды- не вдумывались и не видели этого. Были явные Ясаулы и были тайные, те кто на кругах не шумел. Вот они- то незаметные и закрутили новый виток Донской истории. Приспосабливаясь к новым условиям. Новым властям, новым народам. Создали казачество по новым законам, выведенным из старого знания.
 
Как учили ясаулы
 
Хранители Закона Ясы. Как же это было? Выбиралось глухое урочище . Нарекали его Монастырским ибо кому и учить на Руси как не монахам. Всё знание было в Монастырях. Там учили смышлёных.
Официальной церкви на Дону не признавали, и в веке в 13 она была ещё слаба. Большой власти над жителями урочищ и островов у неё еще не было.
В том наречении в степном краю ещё одна тонкость была( на Дону нельзя без тонкости. Всё тут с уверткой да ухваточкой. Иначе не выживешь). Ежели не Монастырским назовешь- истинную тайну выдашь. А зачем её выдавать. В XIII-XYI скольки войн жестосерднейщих велось за то, чтобы всё по воле креста было и чтоб строго так, как верховные приписали. Глупый будет громко спорить. Очень глупый ещё и сопротивляться. А в Степи глупые долго не выживали. А очень глупые и подавно, вмиг рыбам скармливались. Зачем спорить. На Дону лишних слов не любят. Это как раз признак глупости. Делай потихоньку то, что задумал и будет то - о чём мечтал.
 
А какие удивительные были пособия у учеников. Простой медный конский нагрудник для разводки ремней превращался в философскую модель мира- в мандалу. Открывал устами учителя такие глубины в себе и в мире что и подумать страшно и представить невозможно. Открывался там посвященному и Круг- Священное небо, и Гора Мира. И магический треугольник последовательности. Ход самой жизни- «Причина- Следствие- Результат». И ход времён . «Прошлое- Настоящее- Будущее». И формула для успешной жизни . Для себя применяемая. По которой можно все свои поступки отслеживать. «Задумал- Волотил Получил». Не получил, ещё - раз воплоти и ещё и ещё ..Пока не получишь. И формула неудачника четко проступала. Задумал –разболтал об этом и забыл или того не лучше- плохо исполнил- то что хорошо задумал или задумал плохо, да что с того, что хорошо исполнил. Какой будет результат. Как четко треугольник- на простой медяшке, показывал сокровеннейшие пути жизни. Цельная вселенная открывалась, а в руках у ясаула, всего- то ,привычный с детства конский нагрудник с разводкой для ремней. И для простеца эта вещь так и останется простой железкой обиходной. И ни каких глубин ему не откроется. Некуда открываться, да и незачем. Не всем надо знать о том, что мир многослойный и многогранный и тем более - не всем уметь пользоваться этими гранями.
 
Удивительно было место занятий. Сел учитель. Вокруг него ученики в камышах у речки. Или на пригорочке, под деревцем. Сердца и глаза раскрыли. И началось.. а потом встали- камышовые коврики стряхнули на травку и нет никого, как и не бывало. А потом когда подрастали эти ученички - у кого- то корона с головы слетала. Или государство раскалывалось как гнилой орех. И у тысяч людей кандалы распадались и на руках, и на душах. А задолго до этого- там в ярочке уж так всё проходило благостно да тихо.
 
Учили их у дуба - его крепости. Учили у камыша его гибкости и у воды умению обтекать- не прекращая ход. Просачиваться, не ослабляя напор. Видели ученики, как обтекает вода камень и препятствие. Видели, как гнётся и снова распрямляется камыш под ветром и как опять замирает. Учили их и по взлетевшей с воды птице, и по шмыгнувшему в кусты зайцу, и по ухающей в ночи сове. Тщательно и подробно учили и по соколу в степном небе, и по волку в чаще. Учили дружить и со зверем, и с землёй, и с небом, и с водой а главное- с собой. Учили их думать, спрашивать у себя- что их сердцу угодно. И угодно ли вообще что то. То ли делают? И почему не делают того к чему предназначены. И к чему предназначены- о том вообще ведают ли? Эти вопросы открывались не сразу. Через годы иной раз года не хватало на один вопрос, но зато его понимание потом экономило много лет жизни а то и саму жизнь сохраняло.
 
А как открывалась жизнь через простые бляшки на поясе Ясаула. Ученики скоро узнавали, что это «пояс силы», но понимали это не скоро. А когда понимали, поражались, как и тысячи других до них- до чего всё наглядно и всё гениальное просто, а всё простое- гениально. А в холщевой или кожаной суме ясаула хранились вещицы с виду малые , необъятные и неподъемные для неосвещённого ума человеческого.
 
Было там и о устройстве вселенной, и о природе вещей. И о сути мироздания и человека на Земле. О том, что есть счастье, и зачем дана человеку его жизнь. И о том, кто есть человек на этой земле, о том кто она ему. И про то, кто ему зверь лесной и про то куда летит птица небесная. А вот тут и всплывает историческая формулка- Раздорский период казачьей истории.
Он отмечен одним поразительным явлением .Здесь всё развивалось вопреки, под колоссальным давлением. И главной причиной развития был не материальный ресурс, а то что казаки сами назвали как «бархатные умы».Зипуны у нас серые да у мы бархатные как то обмолвились казаки и эти слова не унёс ветер, они приоткрывают многое про Ясу… закон жизни.
 
Казаки и Традиция
 
Удивительно, как много сохранила казачья культура от степной традиции. От Алан и степных славян. Вещи казачьего быта сохранились очень закономерно неожиданно именно там где и должны были в Мире фигуры соединяющей скифов сармат. Степняков и казаков В мире коня.
 
Край таинственных портов
 
Одно из самых таинственных и романтичнейших мест в городах порт. И это счастливые города где такой порт есть.
Как возникают тайны в портах? На наших глазах. Когда то, с точки зрения истории- совсем недавно, в порт Ростова на Дону заходили суда из всех морей Советского союза . Он был портом пяти морей. Азовского Чёрного, Белого, Балтийского, Каспийского. А вначале XXI молодёжи уже трудно в это поверить.
В детстве и отрочестве читая Арабские сказки, Стивенсона, Дюма, Сабатини, я так завидовал великим городам чьи порты были описаны так рельефно, красочно, с запахами и звуками .Марсель на страницах Дюма казался полон неизъяснимого очарования. А Бристоль, после Стивенсона, А порты Персидского залива после восприятия их Синбадом. А лондонские порты, а Кале. А пиратские порты Тортуги и Ямайки - у Сабатини. Как было обидно, что ничего подобного нет в Ростовской области .А позже я задумался, а почему нет? Стал гулять по Ростовской набережной в разное время года. Стал ездить по портам городов Ростовской области.
 
И на удивление начали появлятся загадочные образы .Для начала в дореволюционных открытках ростовской Набережной. Оказывается, выглядел ростовский порт колоритно. А краснокирпичные склады – эти остатки уникальнейшей культуры южнорусских торговых городов. Конечно рухнула система, которая их построила, стали рушиться и её звенья . Замерли и умерли Порты в их прежнем обьёме. А потом стала возникать тайна. Во первых- оказывается, исчез гигантский архив Ростовского порта, причем и дореволюционный уникальнейший и советский, а это обьем информации изрядный. А потом, когда реально действовали те порты чьё описание так пленило? Не в наши дни. Пятьсот- семьсот- триста лет назад. И я возбуждённый ущемлённым патриотизмом, со всей страстью тайноведа решил посмотреть, а что же здесь было в те описанные времена.
 
Подогревали интерес выскакивающие фрагменты того огромного исчезнувшего мира. Находки на Набережной и вокруг неё.
Первой зацепкой было воспоминание о двух колёсных пароходах начала века до 90х стоявшие на Набережной.»Володарский» и «Красин».Исчезли куда ? Больно даже представить, а ведь им место в роскошнейшем Музее ростовского порта, который, увы, существует только в моей фантазии. Открытием для меня была форменная орлёная пуговица, флота Российской империи. До чего лихо держит орел якоря в когтях. А как велико было изумление, когда показалось перекрещенное изображения якоря и топорика. Чья? Откуда? А потом самые разные формы якорей на столетней давности пуговицах, а ведь за ними стояли -подтянутые офицеры в бакенбардах. Пузатые боцманы с трубками. Расторопные матросы торгового флота. И всё это хлопало парусами. Дымило пароходными трубами и привлекало обводами рангоута..
 
Но это ближняя история, а что же было во времена ну если не Синбада то Марко Поло. И вдруг оказалось что было Да ещё очень даже что!
 
Когда в XIII в на картах мира возникло новое государство Золотая Орда через него пролёг шелковый путь. Это глобальное событие имело локальное воплощение в нашем краю. К азовским берегам пристали изысканнейшие суда мира- генуэзские и венецианские галеры. До сих они очаровывают своим внешним видом, а специалистов очаровывают и мореходными качествами. На берег сходили пружинистым шагом худощавые, длинноволосые с чеканными профилями итальянцы, в изящных беретах с перьями. В двуцветных ярких колетах перетянутых золочеными чеканными поясами. На губах улыбка , а в глазах жесткость напряжение. Они на Земле хана, смерть подстерегает здесь на каждом шагу, но и несметное богатство, если сумеешь его довезти. И это не только деньги. Это Власть над людьми. Радость. Бессмертие. Счастливая жизнь. С другого конца шелкового пути китайские лекари загружали на верблюдов тюки с прекраснейшим шелком. Мешки с кореньями. которые возвращали мужчинам радость любви давали силу. На десятилетия продляли активную жизнь. Защищали от чумы и ядов. Фарфоровые баночки с мазями, которые делали женщин на двадцать лет моложе и неотразимо прекраснее. Флаконы с духами, возбуждавшими страсть. Краску для волос скрывавшую преждевременные седины. Ткани, под прозрачными очертаниями которых женщины выглядели ещё соблазнительнее. В кожаные футляры были зашиты свитки с описаниями, того как управлять людьми, так чтобы они не заметили этого. Эти свитки выдавали тайны Индии и Китая. В Венеции оценили их неотразимую мощь. И самое простое, общеизвестное- нежнейший крупный жемчуг из Персии. Изумруды и бирюза из Индии и с Афганских гор..
Слоновая кость с Цейлона. Из Хан- Балыка, из Багдада и Басры вели следы на азовский берег в Тану, так назвали итальянцы свой порт около золотоордынского поселения Азак.
 
Вот так вдруг восточная сказка оказалась совсем рядом, причем сказка документированная. Накладные и купчие на грузы сохранились у получателей в архивах Венеции и Генуи. И это ещё одна пощёчина нашему умению хранить и собирать свою культуру.
 
А что же с Тортугой и Ямайкой? А в XYI-XYII в. у нас, оказывается, были Раздоры и Черкасск. И два века оттуда выходили суда с простым душевнейшим и понятным нам названием «струги» . Это конечно не бриги и фрегаты но по эффективности они не уступали. На них не было изумительных резных золочёных фигур как на галерах и каравеллах. И в каютах капитанов не лежали персидкие ковры и не стояли золочёные канделябры, потому что у них и кают то не было Зато они почти не тонули в шторм. Имена их капитанов звучали не так броско как адмирал Морган. Или Черная Борода. У нас всё Ивановы, Петровы да Каторжные. Да Ермак с Разиным. Без пышных биографий. звонких титулов. растрёпаная бородища, вместо завитого парика аллонж. Холщёвые рубахи и суконные зипуны, вместо брабантских кружев и бархатных камзолов . Зато фигуры они гораздо более таинственные. Откуда они взяли своё непревзойдённое морское умение? Откуда карты? Знание мировых морских путей? Знание турецких крепостей и персидских берегов? Куда потом исчезли одержав ярчайшие победы.
 
Известнейшие специалисты не могут на это внятно ответить.
 
Иноземные порты были всегда окутаны тайной а тут оказывается вопросов ещё больше кто передавал казакам эффективнейшие традиции мореплавания?У Греков была двухтысячелетняя традиция. У венецианцев тысячелетняя, а если считать за основу опыт Римского флота то и более. А у казаков?
 
А вот порт Таганрога.. Только один факт но он сразу масштаба европейского тайноведения Гарибальди именно в таганрогской таверне посвятили в масоны и в общество освобождения Италии. Ничего себе портовые забегаловки куда заходили выпить и подраться .Не верите В одном из залов таганрогского музея висит картина посвящённая этому событию. Нарисована, к стати, итальянским художником и подарена музею - на одном из юбилеев в честь Гарибальди. И это ниточка связывающая Таганрог ещё и с Марселем . Там, неподалёку, таилась «Молодая Италия», тайное общество- в которое Гарибальди вступил в Таганроге.
 
А ранее он был очень симпатичен греческим пиратам которых взяла на службу поселила в Таганроге Екатерина Великая. А построил Таганрог сам Пётр в 1698 году. Это факт общеизвестный. Уже одно это придаёт таганрогскому порту статус исторического образа. А вот что менее известно, что у таганрогского порта ещё и легендарнейщий прародитель - погрузившийся на дно морское. Возможно, тут стоял древнегреческий порт Кремны. Место загадочнейшее- ибо связано с царством амазонок. А что не легенда, так это остатки строений на дне Таганрогского залива и Азовского моря. Прямо Атлантида таганрогская всплывает. Историки готовы признать этот подводный порт остатками Кремн. Вот сколько накручено. Захочешь- не выдумаешь. К стати то, что порт античного времени,VII в до н. э. подтверждает и существование неподалёку не затонувшего порта, не опустившегося под воду, а наоборот, частично засыпанного землей. Это порт Танаиса - Античного города Боспорского царства, существовавшего почти семь веков с III до н. э. Это уже не мифическое царство амазонок, но не менее мало известное современникам.. Танаис стоял прямо на берегу Меотиды, будущего Азовского моря и Мёртвого Донца. И в него прибывали роскошные галеры и из Александрии, и из Рима, и с берегов Малой Азии.
 
Дома я создал свой «музейчик донских портов» .В нем фрагмент амфоры из Танаиса. От него ещё пахнет оливковым маслом. Турецкая монетка из Азова впитавшая звон казачьих сабель. .Крымская монетка XY II в. из казачьего клада, найденного под Раздорами. Возможно, это была часть «дувана»- морской добычи казаков. Большущий рыболовный крючек из Черкасска, того времени, когда там ловили трёхметровых осетров. И осколки глиняной трубки .Куда казаку- моряку без трубки- носогрейки. Медные пуговицы капитанов торгового флота из Таганрога. Золочёные пуговицы капитанов военного флота с ростовской Набережной. Одна из них, возможно, с кителя моряка яхты «Колхида» , активного участника Революции 17 года. Дореволюционные фотографии Ростовской пристани. Горделиво осматриваю свой музейчик. Оказывается, можно сказать, что на Дону были столь же удивительные порты. Атлантида Таганрогская- Амазонскя.. И танаисский порт- с его связью с Античными империями. Азовский порт –где тюки с товарами хранили реальные восточные секреты. Казачьи порты, где жизнь кипела, не хуже чем на Тортуге и Ямайке. Таганрогский порт с его императорами, пиратами и тайными обществами . Прямо монтекристовский мир. Не хуже Марселя. И наконец порт Ростовский с его манящими руинами торговых складов красного кирпича. Из такого строили английские замки. С его старинными чугунными тумбами-кнехтами. Ростовская набережная законная наследница порта Танаиса и Азова пристаней-стружаментов Раздор и Черкасска, порта в Таганроге.
 
Пройдитесь по ростовской Набережной.
 
Почувствуйте её оригинальность, её традицию и её тайну.
Было интересно? Скажите спасибо, нажав на кнопку "Поделиться" и расскажите друзьям:

Количество просмотров: 1511



Комментарии:

Ни хрена себе портянка!!! Но читать придётся, ибо...тайна

"Шагадам, магадам, скрымтымным..." Умеют, как мы видим, писатели нашухерить, накрутить на будничную рядовую тайну флер карнавальной таинственности!

 

Отправить комментарий


Войти в словарь


Вход на сайт

Случайное фото

Начать худеть

7 уроков стройности
от Людмилы Симиненко

Получите бесплатный курс на свой e-mail